Натюрморт

НатюрмортНатюрморт (от франц. nature morte — мертвая природа) — жанр изобразительного искусства, фокусирующийся на изображении неодушевленных предметов.

Приступая к рисованию натюрморта, процесс построения изображения надо разделить на отдельные этапы:

1. Предварительный анализ постановки.

2. Композиционное размещение изображения на листе бумаги.

3. Передача характера формы предметов и их пропорций.

4. Конструктивный анализ формы предметов и перспективное построение изображения на плоскости.

5. Выявление объема предметов средствами светотени.

6. Детальная прорисовка формы предметов.

7. Синтез — подведение итогов работы над рисунком.

Рассмотрим каждый этап работы над рисунком более подробно (на примере анализа несложного натюрморта).

Первый этап — предварительный анализ постановки.

Сначала надо рассмотреть натюрморт с различных точек зрения и выбрать наиболее интересную, обратить внимание на эффекты освещения.

Обычно формы предметов выглядят более выразительно при боковом освещении (садиться против света не рекомендуется).

Следует продумать, как лучше скомпоновать натюрморт на листе бумаги — вертикально или горизонтально (например, если включить в композицию край стола, его угол, то композиция должна быть вертикальной).

Второй этап — композиционное размещение изображения на листе бумаги.

Рисунок начинается, как всегда, с композиционного размещения изображения. Очень важно скомпоновать всю группу предметов так, чтобы лист бумаги был заполнен равномерно. Для этого надо мысленно объединить предметы в одно целое и продумать их размещение в соответствии с форматом листа бумаги. Сверху нужно оставить больше места, чем снизу, тогда у зрителя будет впечатление, что предметы стоят на плоскости. Вместе с тем необходимо следить, чтобы изображаемые предметы не упирались в края листа бумаги, не оставалось много пустого места.

Важно найти на картинной плоскости композиционный центр. В большинстве случаев зрительный центр не совпадает с композиционным, зависящим от расположения главного предмета, вокруг которого группируются остальные. Разумеется, пространственное положение предметов относительно друг друга в изображении зависит и от выбора точки зрения, которая влияет на компоновку натюрморта в задуманном формате.

Несколько слов о постановке учебных натюрмортов.

Вам может быть интересно:  Рисунок фигуры человека

Отбирая для натюрморта предметы, следует обеспечить разнообразие не только форм предметов, их размеров, но и материала, фактуры. Постановка натюрморта начинается с более крупных и выразительных в тематическом отношении предметов.

К главным предметам подбирают дополнительные. В одних случаях предметы могут подбираться по принципу однородности материала (натюрморт из геометрических гипсовых тел), в других — наоборот, по принципу разнообразия материалов и тональных отношений. Не рекомендуется рядом ставить предметы, одинаковые по размеру и форме, — они нарушат композиционный центр. Лучше всего сопоставлять предметы, различные по форме, размеру и тону. Сравнение большого с малым, светлого с темным, сферической формы с граненой поможет лучше уловить характеристику предметов.

Одной из задач, связанных с изображением натюрморта, является передача пространства. Натюрморт должен быть составлен так, чтобы предметы переднего плана как бы случайно загораживали часть предметов второго плана, основания их должны быть частично видны. Это, с одной стороны, придаст естественность и правдивость натюрморту, с другой — поможет передать пространство и воздушную среду между предметами.

Большое внимание надо уделить освещению.

Искусственное верхне-боковое освещение позволяет выявить контрастную светотень на предметах переднего плана, выделить композиционный центр, показать второстепенные предметы. Дневной рассеянный свет создает мягкие тоновые переходы.

Часто при постановках натюрморта требуется ввести драпировки, которые помогают объединить предметы, создать целостную композицию. В одних случаях они служат фоном, в других — элементом композиции.

Натюрморт

Третий этап — передача характера формы предметов, их пропорций.

Вначале, легко касаясь карандашом бумаги, надо наметить общий характер формы предметов, их пропорции. Вырисовывать и уточнять контуры сразу не следует, главное — определить размеры каждого из предметов и их пропорции (по высоте, ширине, глубине).

Тени на предметах также не рекомендуется накладывать до тех пор, пока не выявлена конструктивная основа формы.

Четвертый этап — конструктивный анализ формы предметов и их пропорций.

Намечайте поверхности каждого предмета — как видимые так и невидимые (на рисунке получается как бы изображение проволочных моделей). Особое внимание надо обратить на перспективное изображение основание предметов.

Вам может быть интересно:  Рисунок вазы (амфоры)

Выявляя конструктивную основу формы предметов, необходимо внимательно проверить перспективу. Особое внимание надо обратить на перспективное изображение оснований предметов. Нельзя допустить, чтобы в рисунке один предмет «налезал» на другой, иначе говоря, нужно проследить, какой предмет находится на первом плане, какой — на втором.

Надо правильно разместить «следки» предметов на плоскости стола. Затем представить эту плоскость, изображенную в перспективе. Здесь же, в линиях, следует наметить границы света и тени, чтобы потом не искать их на каждом предмете в отдельности.

Пятый этап — выявление объема предметов средствами светотени.

Объем предметов в рисунке передается при помощи перспективы и лепки формы средствами светотени — тона.

Приступая к выявлению объема предметов тоном, прежде всего надо определить самое светлое и самое темное место в натуре. Установив эти два полюса, обратим внимание на полутени. Для этого надо внимательно проследить направление световых лучей и определить, на какую плоскость предмета лучи света падают прямо (т.е. где будет свет), по каким плоскостям лучи света скользят (т.е. где будут полутени) и на какую плоскость луч света совсем не падает (т.е. где будет тень). Затем надо наметить тени, падающие от каждого предмета.

Вначале, легко прикасаясь карандашом к бумаге, прокладываем тоном теневые места на каждом предмете. Это помогает яснее увидеть массы каждого предмета, а следовательно, еще раз проверить пропорции и общее состояние рисунка, Затем обозначают полутени, усиливая тон в теневых местах, и, наконец, тени, падающие от предметов.

Когда общий рисунок натюрморта будет намечен верно, можно усилить нажим карандаша на бумагу, приступить к детальной прорисовке формы.

Шестой этап — детальная прорисовка формы.

Внимательно прорисовывайте каждую деталь предмета, выявляйте ее структуру, передавайте характерные особенности материала; следите за тем, как увязываются составные элементы между собой и с общей формой (ручка, носик кувшина, переплетения в корзине), чем отличается блик на кувшине от блика на кружке и тарелке, а последний — от блика на яблоке.

Вам может быть интересно:  Учебный рисунок. Материалы и инструменты для рисования

Внимательно прорисовывайте тени, падающие от деталей (тень от ручки кувшина, от веточки груши и т.д.). Такая проработка формы поможет сделать рисунок убедительным и выразительным.

Натюрморт

Седьмой этап — синтез, подведение итогов работы над рисунком.

Заканчивая рисунок, надо внимательно проверить общее впечатление от изображения и натуры. Следует посмотреть на свой рисунок издали и определить, не слишком ли сильны по тону (черные) отдельные предметы, не выпадают ли они из рисунка, проверить силу рефлексов. Рефлексы не надо делать очень яркими, они не должны спорить ни со светом, ни с полутенями. Когда смотришь на них прищуренными глазами, они должны пропадать, сливаться с тенями.

Подводя итоги работы над рисунком натюрморта, необходимо вновь вернуться к первоначальному восприятию натурной постановки, к цельности зрительного восприятия. Законы психологии зрительного восприятия говорят о том, что предметы, окружающие человека, воспринимаются по-разному. Находящееся в центре поля зрения мы видим более четко и ясно, замечаем все подробности и детали. Предметы, попадающие в поле нашего зрения вне зрительного центра, воспринимаются уже не так ясно и четко, многие детали скрадываются, и чем дальше предметы находятся от зрительного центра, тем все обобщеннее и обобщеннее они воспринимаются. Учитывая закономерность восприятия, мы должны и в рисунке выделить главное, смягчить второстепенное. Особенно это надо учитывать при рисовании натюрмортов с большим количеством предметов. Здесь нужно быть очень внимательным, чтобы «примирить» зрительный центр с композиционным, т.е. уравновесить.

Как мы уже говорили, зрительный центр не совпадает с композиционным, но он и не смещается далеко к краям картинной плоскости. Следовательно, некоторое смещение композиционного центра в картинной плоскости легко можно уравновесить, используя в одних случаях тон, в других — чеканность детальной проработки некоторых предметов.

В следующем уроке мы рассмотрим основные положения теории теней, которые столь необходимы для рисунка натюрморта.

Н.Н. Ростовцев

Рейтинг
( 3 оценки, среднее 3.67 из 5 )
Уроки ИЗО
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: