О рисунке карандашом

Рисунок карандашом – многие хотят владеть искусством владения карандашом. Оно привлекает к себе простотой, с другой стороны оно позволяет делать красивые рисунки и где-то шедевры. Мы приводим небольшой вводный курс для понимания того, как же можно овладеть искусством рисовать карандашом.

Карандаши и бумага

Вам потребуются обычные графитные карандаши и плотная бумага.

Карандаши бывают твердыми и мягкими. Обозначения на деревянной оправе грифеля буквой М или В определяют мягкие номера, буквой Т – твердые. № 1М тверже № 2М, а № 6М – самый мягкий карандаш. Номера от Т, 1Т до 5Т означают повышение степени твердости, причем 5Т – самый твердый карандаш.

Выбор карандаша определяется конкретной задачей рисунка, особенностями натуры, а также склонностями художника к той или иной манере исполнения. Допустим, что нужно слегка наметить изображение на листе, строго построить конструкцию, поточнее найти пропорции. Здесь подойдут карандаши №№ 1 – 2М (В).

Но вот, скажем, поставлен натюрморт, который отличается контрастностью освещения, а предметы – большим различием тонов; и фактура предметов в этой постановке разнообразная. В этом случае возьмите карандаш помягче, №№ 2 – 3М (В).

Мягкими карандашами лучше рисовать по шероховатой, плотной бумаге; более гладкая бумага применяется для детальных рисунков твердыми и средней твердости карандашами. Указанным требованиям больше всего отвечают ватман, полуватман и некоторые виды чертежной, но не глянцевой бумаги.

Перед началом работы, заточите три – четыре карандаша. Карандаши для рисования затачиваются несколько иначе, чем для письма. Кончики их должны быть более длинными – от 2 до 5 см, чтобы грифель обнажился не менее, чем на 1 см. Грифель затачивается разными способами: конусом, переходящим в очень тонкое острие; или так, чтобы кончик был тупой или выступал в виде лопаточки.

Как держать карандаш

Некоторые начинающие художники держат карандаш так же, как и при письме. Это неправильно. Карандаш надо держать, прикасаясь к поверхности бумаги только грифелем и изредка мизинцем. Этим обеспечивается свобода движения кисти руки, направляющей штрих «по форме», разнообразно, как бы выстилая штрихами форму. Да и рисунок рука не затирает, не размазывает и не мешает видеть весь целиком. Рука, держащая карандаш довольно далеко от острия грифеля, удерживает художника на расстоянии, необходимом для целостного восприятия рисунка.

О рисунке карандашом

В этом положении карандаш именно касается листа, а не режет острием и не продавливает бумагу. Касания острием карандаша дают, когда нужно, то очень легкую, воздушную, то более четкую и уверенную линию. Касания боком грифеля оставляют сочные рыхлые штрихи, широко закрывающие более темные тона и большие поверхности.

Таким образом, линия – один из основных элементов рисунка – получается не однообразной, одинаковой, как проволока обводящей силуэт формы, а живой, разнохарактерной.

Как делать рисунок карандашом

Рисунок начинают с легкой наметки на листе основных масс предметов. Штрихами, отмечающими верх и низ формы предмета, ее ширину, уточняют и выверяют пропорции. Рисуют пока основную, большую массу предмета, разбирают, из каких граней она образована. Стараясь показать ее особенности, художник широкой штриховкой закрывает теневые грани, направляя штрихи согласно повороту затененных частей формы.

Карандаш все время “ощупывает”, как говорят художники, форму, объем. Плоскость листа рисунка постепенно принимает вид “окна в пространство”, в котором на разном расстоянии друг от друга расположены объемные формы. Издали, на расстоянии вытянутой руки, оглядывая весь рисунок, художник постоянно держит его в поле зрения целиком и сравнивает части с целым, не допуская пестроты, однообразия тонов или искажения пропорций. Когда нужно, вносятся решительные поправки, пока что без удаления ранее намеченных штрихов. Ведь они еще не столь сочны, самые сильные “нажимы” и “сочные тона” оставлены про запас. Но уже намечаются основные светотеневые отношения. 

Самое светлое место рисунка остается незаштрихованным. Тона, штрихи сгущаются в наиболее темном участке рисунка.

О рисунке карандашом

Намечаются различия тонов других предметов натуры по светлоте. Рисунок постепенно переходит в стадию тонального решения, прокладываются полутона, а тени соответственно усиливаются; заметнее выделяется контраст света и тени; определеннее – жирными и широкими штрихами – прокладываются самые темные тона, а в свету, где нужно, подчеркиваются края формы. Но нигде эти края не обводятся “проволочной” линией, которая обрезала бы фон и вместо трехмерного объема показала бы только одну половину предмета.

Таким образом, рисование не имеет ничего общего с растушевкой “по частям” очерченных контуром фигур, которой занимаются некоторые неопытные художники. Линия на рисунке является результатом лепки формы посредством тона, штриховки.

О рисунке карандашом

Точное место “края” формы можно найти лишь в процессе завершения рисунка, особенно если этот рисунок исполняет еще неопытный ученик, который затрудняется в точном определении очертании формы. Да и задача тонального рисунка заключается не в том, чтобы очертить полностью силуэт формы, а в том, чтобы выявить ее объем и как бы погрузить в воздушную среду, расположить в пространстве. Для этого завершающей, особенно энергичной штриховкой при целостном видении всей постановки и всего рисунка рисующий подчеркивает те тона, которые способствуют выявлению объемов основных форм и глубины пространства. А детали, которые пестрят или “отрываются” от формы, смягчает.

Усиливать тона можно жирными штрихами , но при этом надо учитывать общую тональность рисунка, не допуская излишней черноты, оберегая красивый серебристый тон, характерный для рисунка карандашом.

О рисунке карандашом

Не следует допускать также глухой, сплошной затушевки теней. Во избежание этого новые штрихи наносят наискось или поперек других штрихов, положенных раньше, и следят, чтобы между штрихами оставались хотя бы точечные просветы, придающие даже самому темному тону известную воздушность. Всячески оберегают зерно бумаги от заглаживания, так как лоснящаяся бумага и любые затертости штрихов придают рисунку крайне непривлекательный вид, блестят, мешая рассматривать изображение.

Чем и как исправлять рисунки карандашом

Основные поправки, как уже вскользь говорилось выше, делают карандашом, не стирая ранее намеченное построение формы. Если же стереть первоначальные наметки, то невольно можно повторить ошибку. Кроме того, исправление рисунка надо вести на основе сравнения одной наметки формы с другой, более точной.

Обобщение тонов, как и поправки в тональном решении рисунков, делают, однако, не только карандашом, но и резинкой. Ею снимают силу штриховки, если нужно, в самых светлых местах рисунка.

Зачищать резинкой рисунок нельзя. Затирать штрихи, “замусоливать” изображение тоже недопустимо. Надо именно снимать излишнюю силу тона прикосновением грани резинового брусочка к рисунку или легкими взмахами резинки “сбрасывать” штрихи, не повреждая при этом поверхность бумаги.

Зарисовки и наброски

Карандашом также выполняются альбомные зарисовки и наброски продолжительностью от 5 – 10 минут до 20 – 30 минут. Важно разобраться в задачах этого вида рисунков.

Одни начинающие рисовальщики полагают, что надо молниеносно схватывать все детали, в одно мгновение сделать такой рисунок, который делали прежде за три – четыре часа. Другие, наоборот, ограничиваются в наброске приблизительными, схематичными наметками силуэта и постепенно начинают следующую зарисовку, чтобы “набить руку”. Те и другие понимают задачи набросков неверно.

Научиться метко схватывать в натуре самое существенное, характерное и передавать это скупыми, но самыми выразительными средствами – вот в чем увлекательная задача краткосрочных зарисовок и набросков.

При этом набросок бывает даже лаконичнее, чем зарисовка, под которой подразумевают краткосрочный рисунок, выполненный с целью изучения тех или иных особенностей натуры.

Как разнообразны особенности и характерные черты натуры, так неповторимы приемы исполнения каждого наброска. Свойства карандашей используются здесь художниками с особой изобретательностью. То твердым карандашом схватывают лишь основные движения фигур. То гибкой, живой линией, которая под рукой художника словно пульсирует, усиливается или слабеет, приближается или удаляется, лепят общую форму, объем, намечают особенности освещения. То пятном наносят на бумагу тон, который передает основные светотеневые контрасты, эффекты освещения или различия цвета (его светосилу).

О рисунке карандашом

Подобные наброски могут иметь различное назначение: подсобное, когда набросок предшествует длительному рисунку и помогает найти композицию, изучить пропорции, движение и т.д.; самостоятельное, когда карандаш улавливает нечто примечательное в натуре, фиксируя наблюдения, впечатления художника.

В зависимости от особенностей натуры и избранного приема рисунка наброски могут быть исполнены, помимо карандаша, пером, углем, сангиной, кистью, палочкой и на различный сортах бумаги.

О рисунке карандашом

М.Б. Храпковский

Вам может быть интересно:  Рисунок женской фигуры. Афродита Милосская
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Уроки ИЗО
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: