Рисунок колонны, капители

Ордерная система возникла в античные времена и получила широкое развитие в дальнейшей мировой архитектурной практике. Ордерная система выражает специфику стоечно-балочной системы и наиболее полно раскрывает ее художественно-конструктивную суть. Именно эти качества ордерной системы, а также богатство и разнообразие архитектурных форм делают детали классического ордера наиболее предпочтительными учебными моделями для рисования.

Один из важнейших элементов ордера — колонна, несущий элемент. Капителью называется верхняя часть колонны, расположенная между стволом колонны и антаблементом.

Верхняя квадратная плита называется абакой. Завитки, выступающие наружу, называются волютами, Между волютами располагается округлый вал, который называется эхин, а рельефный узор на нем — ионики. Углубления на стволе колонны — каннелюры.

Рисунок колонны, капители

Приступая к рисунку капители, нужно прежде всего увидеть основу формы — усеченную пирамиду, покоящуюся своей вершиной на цилиндре. Цилиндрическую форму колонны дорического ордера начинающий рисовальщик улавливает сразу, но колонну, испещренную каннелюрами, воспринимает уже с большим трудом. Еще сложнее ему увидеть усеченную пирамиду. Советуем посмотреть прищурившись на всю капитель (ее силуэт), тогда сразу будет видна форма усеченной пирамиды.

Следующая задача — правильно распределить волюты. Для этого нужно представить их как бы заключенными в ящик. Этот прием поможет не только правильно распределить их на рисунке, но и справиться со сложной задачей перспективного изображения.

Здесь можно предложить такую последовательность работы: сначала отмечают расстояние от верхнего края абаки до волюты и верхушки соединяют прямой, которая должна быть параллельна верхнему краю абаки. То же нужно проделать и с нижними основаниями волют.

Далее находим центры волют, которые расположены на пересечении прямых линий: вертикальной линии, опущенной из нижнего угла каблучка, и горизонтальной, проходящей у основания вала иоников. Затем намечаем завитки волют. На вертикальной линии отмечаем нужное число спиральных завитков, как на правой, так и на левой волюте. Чтобы завитки были перспективно правильно расположены, можно соединить их вспомогательными прямыми, которые между собой параллельны. На горизонтальной линии так же отмечаем нужное число завитков. Обе волюты рисуются одновременно.

Вам может быть интересно:  Рисунок фигуры человека

Между волютами надо наметить вал иоников (эхин) и найти его центр (середину). Находят его следующим образом: разделяют мысленно переднюю сторону абаки пополам и от этой точки делают разрез капители. Это помогает ясно понять рельеф капители и точно установить середину эхина.

Трудности возникают при изображении иоников. При положении капители в трехчетвертном повороте «ложе» иоников изображается в фас, в то время как надо изображать трехчетвертной поворот. Рисунок иоников должен идти строго по форме вала, округлость вала надо подчеркивать стрелками иоников.

Важный этап — прорисовка каннелюр. Сначала намечаем дугообразной линией вершины каннелюр (эта линия должна быть параллельна валику — пояску). Затем на поверхности колонны намечают прямыми вертикальными линиями каннелюры, рассматривая каждую линию как ось. Около каждой вертикали обозначают вершины каннелюр. Затем опускают из намеченных дуг прямые к основанию, таким образом получается рисунок каннелюр.

Закончив построение формы капители в линейном рисунке, легкой штриховкой прокладывают основные светотеневые градации — свет, тень, полутень. Не нужно бояться моделировать тоном общую форму эхина (валика), детальную проработку иоников вести поверх проложенного тона. Лепку офрмы надо вести легко, не нажимая сильно карандашом на бумагу. Когда общее построение будет завершено, можно переходить к окончательной прорисовке деталей.

Первый этап. Рисунок колонны, капители

  1. Композиционное размещение изображения на листе бумаги.
  2. Определение точных пропорций, пометки узлов абаки и низа капители, оси капители. После этого намечаются основные перспективные направления сторон абаки.

Рисунок колонны, капители

Второй этап. Рисунок колонны, капители

Разметка основных частей капители по вертикальным и горизонтальным направлениям, прорисовка их с учетом перспективных сокращений.

Вам может быть интересно:  Рисунок фигуры человека. Рисунок женской фигуры

Рисунок колонны, капители

Третий этап. Рисунок колонны, капители

  1. Определение толщины колонны и пометка ее на рисунке.
  2. Прорисовка эллипса эхина, который примыкает к нижней части абаки.

Рисунок колонны, капители

Четвертый этап. Рисунок колонны, капители

  1. Анализ объемных и линейных отношений, конструктивного строения, перспективы и внесение исправлений в рисунок.
  2. Прорисовка более мелких деталей капители.
  3. Завершение линейно-конструктивного рисунка капители.

Рисунок колонны, капители

Пятый этап. Рисунок колонны, капители

  1. Разбор геометрии собственных и падающих теней с учетом перспективы.
  2. Построение на рисунке линий светоразделов с дальнейшим уточнением построения формы капители.
  3. Выявление больших тональных отношений.

Рисунок колонны, капители

Шестой этап. Рисунок колонны, капители

  1. Более глубокая проработка светотеневых отношений, выявление полутонов и рефлексов.
  2. Лепка формы капители на свету, выявление бликов.
  3. Гармоничное соподчинение всех тональных отношений.
  4. Обобщение рисунка.

Рисунок колонны, капители

Рисунок колонны, капители

Рейтинг
( 4 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Уроки ИЗО
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: