Материалы для работы.
Рисунки пером выполняются на плотной и гладкой бумаге, чтобы острие пера не рыхлило ее и свободно двигалось по листу в различных направлениях. Не годится бумага, имеющая жировые пятна или вкраплины древесины, на которых штрихи тушью будут растекаться. Однако и очень гладкая, глянцевая бумага тоже не всегда пригодна для рисунка пером, так как штрихи с трудом ложатся на такую поверхность.
Перо можно брать обычное, канцелярское, но лучше — медное, без утолщенного кончика и мягкое. Можно рисовать и гусиным пером. Очините его и сделайте надрез от кончика вверх, как у металлического пера, для стекания туши.
Рисуя пером, не наклоняйтесь к листу, касайтесь бумаги только мизинцем и держите рисунок на расстоянии полусогнутой руки. Здесь это необходимо и для правильного, целостного обзора рисунка, и для обеспечения большей свободы движения кисти руки, чтобы можно было штриховать пером в разных направлениях. Заметим, что правильное положение рисующего относительно мольберта предостерегает его и от увлечения очень тонкой, еле заметной штриховкой. Штрихи в рисунке пером должны быть достаточно толстыми, а не “волосяными”.
Техника рисунка пером.
Этот вид рисунка сочетает четкие черные штрихи и нередко применяемые заливки. Нанося штрихи различной толщины и характера, можно добиться большого разнообразия тонов и выразительности изображения.
Наряду с этим рисунок пером приучает к определенной строгости построения и лепки формы, точности и уверенности в работе, а также предельной скупости штриховки.
Штрихи тушью не стираются резинкой, их можно только выскребать лезвием безопасной бритвы, поэтому рисовать надо наверняка.
Но было бы неправильно свести рисунки пером к обводке контуров. И в этом рисунке надо вести работу от выявления основных объемов, лишь завершая ее подчеркиванием границ форм, где они видны четко.
Как и рисунки карандашом, перьевые работы начинают с наметки основных пропорций точками или короткими штрихами. Тут же отсекают затененную часть основных форм широко размашистой штриховкой. Затем прорабатывают полутени или закрывают формы штриховкой в целом, если светотень мягкая и ясно различаются живописные пятна основных тонов мотива.
Можно сначала широко прописать рисунок в тенях жидко разведенной тушью, а потом работать пером по высохшей заливке (иногда работают пером и по влажной заливке).
Штриховка пером ведется по форме. Штрих не должен бесконечно повторять очертания предметов, а должен как бы лепить их форму, лежать на ее поверхности. Надо связывать направление пера с поворотами грани формы. Так, кривые линии уместнее на округлых предметах, прямые — на ровной поверхности. Но это, конечно, не рецепт, каждый раз надо пробовать различные приемы, отбирая наиболее выразительные.
Не вдавайтесь в излишнюю деталировку, чтобы ни на один миг не упустить из виду целое, основные тональные отношения, общий вид натуры.
М.Б. Храпковский