Рисунок фигуры человека

Изучение особенностей рисования фигуры человека — отдельный раздел в программе по рисунку.

При выполнении этой работы студенты решают конкретные учебные задачи:

  • научиться определять положение всей фигуры человека в пространстве, изображая пропорции с учетом перспективных сокращений, определять характер движения каждой отдельной части тела;
  • развить чувство пластико-структурно-функциональных связей в конструкции человеческой фигуры;
  • выработать отношение к фигуре человека как к самому совершенному, красивому, гармоничному творению природы;
  • развить творческую инициативу и самостоятельность, опираясь на приобретенный ранее опыт;
  • постоянно помнить, что работу рисовальщика надо рассматривать как совокупность мышления и логики построения изображения в процессе наблюдения натуры, отсекать попытки бездумного копирования и срисовывания деталей;
  • углублять профессиональные качества и графические навыки.

В качестве примера рассмотрим практическую работу «Рисунок мужской гипсовой фигуры». Студенты рисуют с натуры гипсовый слепок с античной статуи Геракла, стоящей выше уровня глаз. Для успешного выполнения этой работы автором выполнены рисунки, последовательно иллюстрирующие основные этапы работы.


рисунок мужской фигуры статуя Геракла

Рисунок мужской гипсовой фигуры. Статуя Геракла


рисунок анатомической фигуры человека

Рисунок анатомической фигуры человека

Рисунок мужской гипсовой фигуры. Первый этап (рис.1,2)

  1. Выбор места для рисования.
  2. Компоновка рисунка в плоскости листа.
  3. Выбор наибольшего размера высоты роста человека.
  4. Мысленное сравнение выбранной для рисования фигуры с учетом перспективных сокращений.
  5. Пометка яремной впадины.

Очень важен правильный выбор места для рисования. Место выбирается не только по эстетическим соображениям. Оно должно находиться на расстоянии двух-трех величин роста модели. Прежде чем коснуться карандашом поверхности бумаги, надо мысленно представить будущий результат. Учитывая отведенное на работу количество часов, необходимо распределить время: разделить свою работу на этапы с четкой установкой для каждого из них. Когда работа достигает определенной цели на каждом занятии, рисунок выполняется быстрее и результаты более существенны.

Компонуя фигуру человека на плоскости листа, необходимо избегать центрального изображения и следить за тем, чтобы боковые поля были разными по размерам. Большое значение при компоновке играют освещенность фигуры и фон, расположенный за изображением. Затененные места листа должны уравновешивать светлые. Передняя сторона фигуры содержит больше мелких деталей, чем задняя. Зритель, разглядывая их, должен иметь простор. Поэтому фон не может быть дробным, а край листа — располагаться близко. Перед передней стороной фигуры поле должно быть больше, чем перед задней. Если фигуру мы видим снизу, то верхнее поле над головой должно быть больше нижнего.


рисунок мужской фигуры

Рис.1. Рисунок мужской гипсовой фигуры

Композиция рисунка — ответственный этап работы. От нее во многом зависит конечный результат. Спешить здесь не следует. Хорошо скомпоновать рисунок могут помочь использование в работе видоискателя и предварительное составление эскиза небольшого размера. При компоновке изображения рисующий использует только общую форму без деталей. Поэтому необходимо определить вначале пропорции прямоугольника, в который вписывается целиком вся фигура человека (Рис.1).

Вкомпоновывая фигуру человека в заданную плоскость, необходимо обратить внимание на направление движения отдельных форм человеческого тела. Намечать рисунок на бумаге надо обобщенно, обращая внимание не налетали, а на общий характер и движение формы. Можно сделать сразу живой набросок под влиянием первого впечатления от натуры.

Вкомпоновывая фигуру человека в плоскость листа, рисующий выбирает одновременно наибольшую высоту рисунка (Рис.1,2).


рисунок мужской фигуры

Рис.2. Рисунок мужской гипсовой фигуры

Вспомнив канон мужской фигуры, рисующий должен найти характерные черты того человека, которого он изображает. А. Дюрер пишет: «Также в неодинаковости людей заключены красота и безобразие: одни имеют большие головы, другие — маленькие; одни широки в плечах, другие узки; некоторые широки в бедрах, подобно женщинам, другие узки; у некоторых — длинное туловище и короткие ноги, или наоборот. Каждый должен обращать внимание на подобные вещи, если он хочет что-то сделать».

Античный канон. Величина головы укладывается восемь раз в высоте всей фигуры. Если отметить эти восемь частей, то вторая часть будет находиться от подбородка до линии сосков; третья — от сосков до пупка; четвертая — от пупка до лобкового сочленения; пятая — от лобкового сочленения до середины бедра; шестая — от середины бедра до колена; седьмая — от колена до нижней части икорной мышцы; восьмая — от нижней части икроножной мышцы до подошвы.


пропорции фигуры мужской

Пропорции мужской фигуры (рост 180 см).

Вам может быть интересно:  Основы перспективы в рисунке


рисунок скелета человека

Рисунок скелета человека

Передавая индивидуальные особенности фигуры человека, следует помнить, что отклонения от правил бывают очень незначительны. Учитывая перспективные сокращения, необходимо наметить размер головы и точку лобкового сочленения (Рис.3).

Высота головы является модулем фигуры и имеет большое значение при нахождении остальных пропорций. Лобковое сочленение делит фигуру на две основные части — торс с головой и нижние конечности. Находить эти величины надо только методом сравнения с наибольшим размером высоты. Обязательно наметить в рисунке яремную впадину.

Рисунок мужской гипсовой фигуры. Второй этап (рис.3)

  1. Постановка в рисунке фигуры на горизонтальную плоскость.
  2. Определение центра тяжести и главной линии фигуры (обобщенно).

Плотно поставить фигуру в рисунке на горизонтальную плоскость — следующий ответственный этап работы рисовальщика. Для этого необходимо найти центр тяжести фигуры, опустив перпендикуляр из яремной впадины. В опирающейся на одну ногу фигуре он обязательно опустится на опорную точку стопы. Проверить это можно по отвесу или карандашу, придерживая его за заточенный конец грифеля. В нашем случае, когда фигура стоит выше глаз рисующего, необходимо особенно тщательно прорисовать след опорной ноги в перспективном сокращении.

От лобкового сочленения определите расстояние до вертела опорной ноги и соедините его с найденной ранее точкой стопы.

От яремной впадины наметьте, пока обобщенно, главную линию фигуры.


рисунок мужской фигуры

Рис.3. Рисунок мужской гипсовой фигуры

Рисунок мужской фигуры. Третий этап (рис.3,4)

  1. Определение направлений основных наклонов (головы, плеч, таза, ног и рук).
  2. Нахождение правильных пропорций фигуры.
  3. Упрощенная пометка основных объемов фигуры.

Внимательно рассмотрев натуру, рисующий должен определить движение основных частей фигуры в пространстве. Начинать поиск и изображение направлений нужно с тазового отдела. Для этого следует найти опорные точки, расположенные на верхних краях подвздошного гребня тазовых костей. Сравнивая их между собой по высоте, необходимо провести линию и отложить точки слева и справа. Определяя направления плечевого пояса, обязательно надо сравнить их с направлениями тазового отдела и сопоставить эти два главных направления между собой. У человека, который опирается на одну ногу, направления эти будут противоположны. В своем трактате о живописи Леонардо да Винчи пишет: «Если фигура опирается на одну из своих ступней, то плечо с того бока, который опирается, всегда будет ниже другого».

Поиск направления наклона головы следует начинать от яремной впадины, определяя его относительно вертикали. Поворот головы определяют с помощью сечения, проходящего через стреловидный шов теменных костей черепа. Основные объемы нужно намечать на рисунке обобщенно, вписывая их в простые геометрические формы.

Расстояния внутри большой формы ищут, начиная от средней линии и парно. Так, грудина человека равна ключице. Соединив крайние точки, можно получить треугольник, который можно повернуть в пространстве по желанию рисующего, и т. д. Производить все построения следует, учитывая пропорциональную зависимость как отдельных частей, так и всей фигуры. Прежде чем намечать объемы конечностей, необходимо устанавливать коленную чашечку, внутренние и наружные лодыжки, пяточную кость и ногтевые фаланги пальцев. Пропорции рук определяют от головки плечевой кости. Локтевые суставы и нижние головки — от локтевой и лучевой костей. Нужно помнить, что кости плеча и бедер всегда длиннее предплечий и берцовых костей. Кисти намечают обобщенно, изображая «хватку» руки. Стопа должна иметь четко выраженный подъем.

Главное на этом этапе — не отвлекаться на мелкие детали. Воспринимать весь рисунок в целом лучше, если рисующий чаще смотрит на результат своего труда с расстояния двух-трех шагов от мольберта.

Очень важно увидеть в натуре целесообразную гармоничную взаимосвязь пропорций всех частей единого организма.


рисунок мужской фигуры

Рис.4. Рисунок мужской гипсовой фигуры

Рисунок мужской гипсовой фигуры. Четвертый этап (рис.5-9)

  1. Линейно-конструктивный рисунок фигуры.
  2. Уточнение основных опорных точек для проверки правильности построения.
  3. Анатомические основы человеческой фигуры.
  4. Самоконтроль построений при помощи сечений.

Линейно-конструктивный рисунок следует строить от середины фигуры вниз, а затем вверх. Прорисовка головы осуществляется в последнюю очередь. Начинать конструктивно-линейный рисунок нужно с прорисовки главной линии, начиная от яремной впадины и кончая лобковым сочленением — спереди и от седьмого шейного позвонка до копчика — сзади. Рисунок ведут «прозрачно», т. е. рисуют невидимую часть фигуры. Проверять правильность рисунка по вертикалям и горизонталям можно лишь тогда, когда уточнены места расположения опорных точек (см. рис.5).


рисунок мужской фигуры

Рис.5. Рисунок мужской гипсовой фигуры

Помечая расстояния между опорными точками и сравнивая их между собой, рисующий может осуществлять самоконтроль.

Вам может быть интересно:  Рисунок вазы (амфоры)

И наконец, проверка рисунка проводится через поперечные сечения (см. рис.5). Выполняя линейно-конструктивный рисунок, студенты должны применять свои знания пластической анатомии, полученные ранее. Используя их, нужно уметь находить изменения рельефа формы, вызванные конкретными движениями человека (см. рис.6,7).


рисунок гипсовых слепков ног человека

Рис.6. Рисунок гипсовых слепков ног человека


рисунок гипсовых слепков рук человека

Рис.7. Рисунок гипсовых слепков рук человека


рисунок гипсовых слепков фигуры человека

Рисунок гипсовых слепков фигуры человека

Построение головы осуществляется на последней стадии линейно-конструктивного рисунка. Привязывая голову к плечевому поясу, рисовальщик должен представлять плечевой пояс не только в видимой части. Сверху плечевой пояс схематично имеет форму ромба. Верхние края лопаток и ключицы являются его сторонами. Если соединить седьмой шейный позвонок с яремной впадиной грудины, то эта линия будет короткой диагональю ромба. Ромб плечевого пояса имеет наклон вперед, так как седьмой шейный позвонок выше яремной впадины. Цилиндр шеи находится в центре плечевого пояса. Грудино-ключично-сосцевидная мышца связывает черепную коробку с плечевым поясом. Поэтому продольное сечение головы в рисунке нужно строить от яремной впадины. Следует изобразить вначале шею, а затем строить сечение снизу вверх (см. рис.8,9). Анатомический анализ форм фигуры человека идет до конца работы над рисунком.


рисунок головы человека

Рис.8. Рисунок головы человека


рисунок головы человека

Рис.9. Рисунок головы человека

Рисунок мужской гипсовой фигуры. Пятый этап (рис.10)

  1. Определение освещенности фигуры.
  2. Построение границ и прокладка тоном собственных падающих теней.

Уже при выполнении линейно-конструктивного рисунка необходимо вводить тон. Линейный рисунок упрощает объемную форму, лишает ее трехмерности. Объединение линии и тона нацеливает рисующего на восприятие натуры «скульптурно». Кроме того, пятно приближает к передаче пластического характера модели и является еще одним способом самоконтроля.

Надо сразу же предостеречь рисовальщика от бездумной тушевки. На этом этапе мы приступаем вплотную к светотеневому рисунку. Но вводить тон следует не срисовывая, а строго придерживаясь определенной освещенности модели. Определяя границы собственных и падающих теней, надо штриховать от границы светоразделов мягко, прозрачно, с «запасом» карандаша. Мы «лепим» модель с помощью тона, проверяя пропорции освещенных и затененных мест, сравнивая их между собой. Не нужно еще стремиться к точным тоновым отношениям, главное — передать конкретную освещенность.

Такой подход приводит рисовальщика к цельности восприятия формы: свет остается еще белой бумагой, полутона и рефлексы пока отсутствуют.


рисунок мужской фигуры

Рис.10. Рисунок мужской гипсовой фигуры

Рисунок мужской гипсовой фигуры. Шестой этап (рис.11)

  1. Определение основных тоновых отношений.
  2. Проработка полутонов.
  3. Введение фона для определения пространственных отношений.

На этом этапе работы вводится тон фона, что помогает рисующему воспринимать модель в пространстве и лучше чувствовать белизну гипса. Теперь можно вводить полутона, усиливая или ослабляя пятна тона, добиваться в рисунке точных тоновых отношений. Надо помнить, что перпендикулярно падающие лучи света освещают поверхность ярко. Если же луч света скользит по форме, он образует на ее поверхности полутени. Тени образуются там, куда луч света совсем не попадает. Сравнивая тона между собой, нужно обязательно определить в натуре самое темное и самое светлое место. Выявляя пространственные отношения, рисующий превращает двухмерную плоскость листа в трехмерную. Поэтому строго следите за силой тона модели и на фоне, за касаниями модели и фона в рисунке, уделяйте внимание краевому контрасту. В рисунке появятся рефлексы. Свет пока не нужно заштриховывать. Передавая на рисунке объем, работайте полутенями.


рисунок мужской фигуры

Рис.11. Рисунок мужской гипсовой фигуры

Рисунок мужской гипсовой фигуры. Седьмой этап (рис.12)

Светотеневой рисунок гипсовой мужской фигуры человека.

Выполнять светотеневой рисунок мы начали на ранних стадиях работы. К рисунку нельзя подходить с чертежных позиций, изобразив сначала контур, а затем его затушевывать. Но все же на ранних стадиях была работа лишь над общей формой. Теперь необходимо перейти к прорисовке деталей фигуры. Моделируя выбранный участок фигуры, не нужно забывать о найденных ранее тоновых отношениях. Просто более внимательно всматривайтесь в натуру и рисуйте на основе тех знаний анатомии, которые получили ранее.

Работать следует остро заточенным карандашом, главным образом на переходах между тенью и светом. В рисунке необходимо четко проследить свет, полусвет, полутень, тень и рефлекс. Помните, что ярко освещенный гипс засвечивается. Поэтому свет прорабатывается мягко и очень осторожно. Тень и рефлекс также штрихуются мягко, иначе резкие пятна тона и резкие штрихи будут выворачивать форму. И только активно проработанные полутени смогут точно характеризовать форму.


рисунок мужской фигуры

Рис.12. Рисунок мужской гипсовой фигуры

Нельзя просто тушевать рисунок. Надо разбивать натуру и изображение на планы, которые обращены к рисующему под различными углами. Увидеть и изобразить грани этих планов — важная задача рисовальщика. С их помощью можно легко повернуть форму в пространстве и достигнуть трехмерности в рисунке.

Вам может быть интересно:  Учебный рисунок его цели и задачи

Особо тщательно прорабатывают голову, кисти рук, ступни, коленные и локтевые суставы. В то же время, работая над деталями, нельзя забывать об уточнении в рисунке общей формы. Мышцы нельзя рисовать изолированно, не увязывая их между собой. Выдающийся русский художник-педагог П.П. Чистяков писал: «Связь фигуры есть самая наитруднейшая часть рисунка. Характер фигуры требует талантливого и чрезвычайно внимательного срисовывания видимого. Связь же требует, во-первых, одушевления, неторопливости, больших знаний анатомии и в то же время сноровки и сверх всего этого необыкновенного чутья или таланта. Нужно, чтобы фигура была выражена во всех частях своих правильно!..»

Главная задача рисующего — все-таки изобразить фигуру человека в целом. Поэтому, заканчивая рисунок, нужно чаще смотреть на него издали, чтобы, сравнивая изображенное с натурой, увидеть ошибки и суметь исправить их.

Последняя стадия работы — обобщение. Часто после проработки деталей в рисунке появляется тональная пестрота, дробность формы. Устраняя недостатки, следует обращать внимание на то, чтобы отдельные места фигуры не превращались в «дыры» или не вырывались вперед. Обязательно нужно проверить совпадение самого темного и самого светлого мест в натуре и рисунке. Вспомните о тональном масштабе, посмотрите касания фигуры с фоном, тоновые отношения, взятые на фигуре и фоне.

Заканчивая рисунок, помните, что следует подчинить детали фигуры ее основному движению (позе), а также уточнить пространственные планы. При всем многообразии задач, изображая фигуру человека, рисующий должен акцентировать внимание на нахождении точных пропорций, характере формы и конструктивной слаженности человеческого тела.

Приведенное деление на этапы — условно. В силу своих индивидуальных качеств, знаний предмета, практического опыта рисующий выбирает свой путь. Рекомендуемые в данном учебном пособии стадии работы и советы, основанные на личном опыте автора, предостерегают начинающих рисовальщиков от скатывания в болото любительщины. Только профессиональный подход к делу гарантирует успех.

Отметим некоторые обобщенные приемы, которые помогут в работе над рисунком фигуры человека.

  1. При компоновке рисунка хорошо помогает использование видеоискателя. Чтобы изготовить его, нужно вырезать отверстие в листе бумаги, которое должно быть пропорционально той плоскости, на которой будет находиться изображение. Двигая видеоискатель в разных направлениях, находят удачную точку.
  2. По увиденному в видеоискателе нужно сразу же сделать обобщенный набросок. Понравившуюся композицию будущего рисунка необходимо уточнить четкой рамкой. Будет хорошо, если этот набросок будет изображен на полях основного рисунка, тогда во время работы он всегда будет перед глазами рисующего.
  3. Работать над изображением нужно только хорошо заточенным, мягким карандашом, правильно его держать, рисовать, мягко касаясь бумаги. Линии не должны быть черными. Резко выделяющаяся на изобразительной плоскости линия «диктует», заставляет автора рисунка поверить, не позволяет работать над исправлением ошибок. Особенно это важно на начальных стадиях работы.
  4. Находить правильные пропорции можно с помощью метода визирования. Придерживая карандаш в вытянутой руке и закрыв один глаз, отмечают пальцем меньший размер, а затем откладывают его по большей стороне. Таким способом выясняют, во сколько раз один размер больше другого. Пропорции фигуры человека можно находить с помощью натурального масштаба. Вытянув левую руку с полоской плотной бумаги и закрыв один глаз, отмечают карандашом части фигуры по вертикали. Эти величины будут точнее, если рисующий сидит на расстоянии от натуры в два-три роста фигуры. Естественно, размеры будут меньше натуральных и, конечно, не очень точные. Это механический прием. Пользоваться им можно только начинающим для проверки того, что сделано на глаз.
  5. Работая над рисунком фигуры человека, необходимо все время видеть ее целиком. Изображая отдельное место, нужно стараться не терять из виду весь рисунок. Поэтому нужно стараться рисовать снизу вверх — нельзя начинать рисунок человека с головы.
  6. Очень важно постоянно проверять нарисованное с помощью вертикальных и горизонтальных линий. Можно также продолжать контуры дальше существующих и замечать точки, в которые они попадают. Необходимо рисовать не только части тела человека, но и промежутки между ними.
  7. Вести моделировку деталей на рисунке лучше всего штрихом. Работать в этом случае нужно заточенным карандашом средней мягкости, накладывая частые штрихи по форме. Усиливать тон также лучше штрихом, меняя его направление. Штрихи не должны быть перпендикулярны друг другу.
  8. Заканчивать рисунок лучше, применяя «мягкую» технику. Боком мягкого карандаша, без штрихов, хорошо обобщать «вырывающиеся» штрихи, а черные места, которые «дырят», — снимать резинкой, прикладывая ее к этим местам.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Уроки ИЗО
Комментарии: 1
  1. Евгений

    Спасибо большое, отличный урок!!!

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: