Теплые и холодные цвета, – в чем отличие?

Теплые и холодные цвета, - в чем отличие?Цвет является основным средством, «языком» живописи. Цветом вы можете передать не только окраску предметов, но и форму, их положение в пространстве, освещенность. Поэтому очень важно разобраться в основных свойствах цвета.

Каждый цвет имеет множество оттенков. Например, цвет свеклы и помидора в общем карасный, но заметно различается по оттенкам. Лист салата, хотя и зеленый, сильно отличается по цвету от перьев лука или огурца.

Учитывая эти свойства цвета, условно выделяют три группы: теплые, холодные, нейтральные.

Теплыми мы будем называть те цвета, которые по своим оттенкам приближены к цвету огня, крови, солнца. Красный, оранжевый, желтый, коричневый. Следовательно, цвет свеклы, помидора, желтой груши мы отнесем к группе теплых цветов.

Другие цвета, напоминающие своими оттенками цвет безоблачного неба, морской воды, льда, лунного света, мы называем холодными. Зеленые листья деревьев и травы, такие овощи, как огурцы и кабачки, стручки гороха; такие цветы, как васильки и незабудки, – все это имеет холодные цвета.

И, наконец, есть третья группа цветов, которые в одном окружении кажутся теплыми, а в другом – холодными. Их нельзя определенно назвать теплыми или холодными. Таких цветов очень много. Оттенки серого, коричневого, все бледные, неяркие цвета можно отнести к этой группе. Глиняная посуда, хлеб, белая скатерть в одних условиях будут казаться теплыми, в других – холодными.

Один и тот же цвет может звучать по-разному рядом с соседним интенсивным цветом. Серый цвет на фоне зеленого смотрится иначе, чем на черном или белом фоне. Здесь действует закон контраста, при котором противоположные по цвету или тону поверхности взаимно усиливают друг друга. Поэтому цвет предмета зависит не только от его окраски, от его локального, собственного цвета, но и от цвета окружающей среды, и прежде всего фона. 

Вам может быть интересно:  Урок ИЗО «Волшебная бабочка». 2 класс

Фон может усилить цвет основных предметов, ослабить его или совершенно «погасить». Противоположные цвета усиливают друг друга, цвета близкие – ослабляют. Вы можете проверить это собственными наблюдениями. Зеленый огурец, например, или стручок гороха будет куда более зеленым на фоне красной материи. А на зеленом фоне их цвет будет не таким сильным.

Рисуя тот или иной предмет, желая изобразить его цвет, всегда думайте о том, каким должно быть его окружение, усилит или ослабит оно цвет этого главного предмета. 

Проделайте такой опыт. На трех листах бумаги нарисуйте листья клена, закрасьте их желтым цветом. Пространство вокруг закройте в одном случае желтым цветом, в другом – синим, в третьем – светло-серым. Сравните их. На желтом фоне желтый цвет потеряется, на синем покажется очень ярким, на сером он будет звучать очень мягко и сдержанно.

Упражнение.

Сделайте постановку из двух предметов. Можно взять, например, желто-оранжевое яблоко и ярко окрашенную кружку, синюю или зеленую. Если у вас не найдется этих предметов, замените их другими, но такими, чтобы они сильно различались по цвету. Предметы поставьте так, чтобы один, ближе к переднему плану, слегка загораживал собой другой, более крупный. Фон должен быть гладким, не темным, но и не ярким, голубого или зеленоватого цвета. Освещение – сбоку и чуть спереди.

Вам нужно передать отношение по цвету таких различных предметов, как желто-оранжевое яблоко и ярко-зеленая или синяя кружка. Изображая эти предметы, необходимо определить их цвет в зависимости от цвета фона и поверхности стола.

Соблюдайте правильность отношений между более светлыми и более темными цветами, между холодными и теплыми. Правильная передача всех цветовых соотношений натуры определит и правильное расположение всей группы в пространстве. Иначе говоря, оба предмета, стоящие на столе, займут каждый свое место: один – ближе к переднему плану, другой – дальше от него.

Постарайтесь написать этот этюд, учитывая влияние цвета одного предмета на цвет соседнего.

Вам может быть интересно:  Урок изо для 2 класса. «Рисуем грузовик»

Начинать живописный этюд надо с компоновки изображения и легкого наброска предмета. Затем приступайте к живописи. Если вы пишите предмет акварелью, то лучше начинать с предметов светлых и освещенных, а затем переходить к теням. Тени же и темные предметы надо постепенно насыщать цветом до нужной силы. 

Подобрав цвет, положите мазок и, убедившись, что вы нашли нужный цвет, замешайте его побольше. Затем к этому основному цвету можно подбавлять другие краски, чтобы получить нужные вам оттенки. См. урок «Как писать этюды».

Положите найденный цвет, сравните его с натурой: насколько верен этот мазок по цвету и тону в отношении ко всему окружающему. Убедившись в том, что цвет найден верно, ищите цвет другого куска натуры. Так, постоянно сравнивая, заполняйте соответствующим цветом всю поверхность этюда. При чем работу надо вести одновременно во всех частях этюда, пока он не будет завершен. 

М.Б. Храпковский 

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Уроки ИЗО
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: