Символика в ДПИ Беларуси. Презентация, конспект урока изо в 5 классе

Тема: «Использование символики «знака» и «цвета» в декоративно-прикладном искусстве» белорусов.

Создание эскиза декоративной композиции «Народные узоры» (по мотивам белорусского ткачества). Комбинированный урок изо для 5 класса.

Вид занятия: Эстетическое восприятие искусства. Изображение на плоскости. Декоративно-прикладная деятельность и дизайн.

Цель: Развитие представления об особенностях выразительных средств в народном, декоративно-прикладном искусстве; о связи белорусского орнамента с эстетическим и духовным восприятием наших предков.

Задачи урока:

  • Расширение представлений учащихся о роли орнамента в народном творчестве;
  • Познакомить с особенностями белорусской вышивки и ткачества;
  • Обучать использовать символику цвета и знака при создании орнамента;
  • Расширять знания учащихся о взаимосвязи украшения с назначением и формой предмета;
  • Воспитание уважения к культурным традициям своего народа.
  • Создание эскиза декоративной композиции «Народные узоры» на основе полученных знаний о белорусской символике (образ матери-кормилицы-земли, солнца, пробуждения земли, дерева жизни, красоты и любви и т.д.);

Оборудование для учителя: урок проводиться с применением аудиовизуальных средств обучения (мультимедиасистема), показ слайдов (фотографии, рисунки, дидактическое пособие к игре «Мотив — тайнопись»).

Оборудование для учащихся: лист бумаги А4, фломастеры, гелевые ручки, карандаши, ластик.

Ход урока

1) Организационная часть урока. Подготовка учащихся к активной учебно-познавательной деятельности. Сообщение целей урока. Проверка готовности к уроку.

2) Изучение нового материала.

А) Беседа с учащимися. Во время беседы учитель демонстрирует иллюстрации по теме, указывает на соответствующие по ходу беседы.

Ребята, сегодня, мы поговорим с вами о том, как проявляются основные темы народной культуры, их символическое осмысление в орнаменте белорусского народа.

— Что такое орнамент?

ОРНАМЕНТ — это узор, построенный на ритмическом чередовании и сочетании геометрических элементов или элементов форм растительного и животного мира.

— Что такое ритм?

РИТМ — это повторение каких-либо элементов узора через определенное расстояние и в определенной последовательности.

— Что такое симметрия?

СИММЕТРИЯ — одинаковое расположение частей целого относительно центра.

— А для чего нужен орнамент? (Для украшения предметов быта)
— Каким бывает орнамент в зависимости от характера мотивов? (Геометрическим, растительным, зооморфным, комбинированным)

Национальные черты орнамента как элемента художественного стиля встречаются в белорусской скульптуре и архитектуре, но наиболее ярко проявляются в народном декоративно-прикладном искусстве.

Сегодня мы поговорим об орнаментах, создаваемых руками белорусских мастеров для вышивки рушников, скатертей, одежды. Ткачество и вышивка занимали огромное место в жизни людей.

Раньше в крестьянских семьях девочек с семи лет учили прясть, к пятнадцати годам они уже умели ткать и готовили себе приданое. Раннею весною вносили в дом кросна, ставили поближе к окну, ткали полотно, сукно.

Вам может быть интересно:  Мультипликационные герои. Урок ИЗО в 5 классе

В каждой деревне были известные мастерицы, которые создавали разные узоры, а другие женщины повторяли их. Секреты орнамента и их сакральный (символический) смысл ткачихи передавали своим дочкам как наследство.

— Из чего ткали полотно? (Изо льна).

В наиболее чистом виде национальные особенности ткачества и вышивки выявились в декоре ручников. Оно и понятно: ручник — не только отрезок ткани, которым утираются. В быту белорусов ручники издавна выполняли также разнообразные обрядовые функции, они сопровождали белоруса буквально с рождения и до смерти: на ручнике принимали новорожденного, подносили хлеб-соль, им украшали красный угол с иконами, на нем опускали в могилу гроб. Особенно важную роль выполняли ручники в свадебных обрядах. Многие обрядовые, праздничные функции ручников продолжают свою жизнь и в наше время.

Столетиями складывались приемы ткачества, законы узора, разнообразие и богатство орнаментальных форм. В праздничной народной одежде преобладал белый и красный цвет (иногда с добавлением черного).

Узоры на одежде, как и на всех остальных предметах, отгоняли от человека злые силы. Пояс — круг, символ оберега. Он завязывал, преграждал дорогу злым духам. Считалось грехом ходить без пояса. Люди верили, что орнаментированная красная кайма на рукаве рубахи придает рукам силу.

Белорусскому орнаменту наиболее характерны геометрические мотивы, каждый из которых имеет свой смысл, свое значение. Наиболее популярными являются мотивы — символы земли, солнца, птиц, деревьев. Когда-то люди при помощи символов рассказывали про свою жизнь, мечты, надежды.

Например, точка в ромбе — это символ засеянного поля, где поле — ромб, а зерно — точка. Рисунок означал начало нового урожая; звездочка — символ человека. Сказочная птица, как известно, приносит на своих крыльях счастье, но оно может и отвернуться от человека, и тогда птицы, будто поссорившись, отворачиваются клювами в противоположные стороны.

Происхождение мотивов соотносится с теми чувствами, какие вызывают у нас их прообразы. Весеннее солнце, например, дает свет, тепло и ассоциируется с добром; жгучее летнее солнце может принести человеку немало забот, и поэтому воспринималось нашими предками как падающая звезда.

В народном быту каждое изделие было строго регламентировано (определено) в функциональном назначении. Отсюда и содержание орнамента, форма которого строго соответствует назначению изделия. Если концы полотенца для повседневного употребления украшали несколькими скромными светлыми полосами, то украшение свадебного наряда было с богатыми и ярким декором. Составной частью приданого невесты являлись рушники. И не удивительно, что на традиционных свадебных рушниках наиболее часто встречаются такие узоры, как ромбы. Если исходить из народного поверья, что ромб — это солнце, то множество светил означает пожелание счастья, света, богатства.

Вам может быть интересно:  Урок ИЗО «Автопортрет». 6 класс

Ромбы изображены и на Государственном флаге Республики Беларусь.

флаг Республики Беларусь

Государственный флаг выражает существенно важные сведения о нашей стране. Каждый гражданин должен хорошо понимать язык белорусского флага, чтобы осознанно почитать флаг и гордиться им.

В центре его ромб с толстыми «крючками», или «рогами», или «веслами», означающими вечность и движение. А сам ромб — это древнейшее изображение богини земли и плодородия. Вместе с тем это символ засеянного, непраздного, как говорили в старину, поля. Он окружен знаками, заклинающими об урожае, удаче и исполнении праведных, добрых желаний.

Ромбы поменьше — это тоже заклинания — «хлебы», то есть пища, которую нужно понимать как пищу для духа и пищу для тела. Вот, оказывается, какие премудрости выражает вышивка простой крестьянки, сохранившей для нас «послание» из далеких времен!

орнамент белорусов

Трэба многа знаць,
каб узор прачытаць.
Ці светлым сонцам,
ці хатнім аконцам,
ці вечнай кукушкай,
ці мяккай падушкай,
ці яркаю зоркай,
ці ўдавою горкай,
ці скорым святам,
ці родным братам,
ці роднай сястрыцай,
ці светлай крыніцай,
ці зарой-зарніцай,
ці добрай маладзіцай,
ці краснай дзявіцай,
ці свежай вадзіцай.

Символ, орнамент, вышивка — это иносказательный язык души, образное восприятие народа. Подбор цветов, сочетание оттенков является прямым отражением природы, местного ландшафта.

Великую роль в мотивах народных орнаментов играет цвет. В Беларуси происхождение цвета выглядит так:

ЧЕРНЫЙ ЦВЕТ — символизирует «мать — сыру» Землю, которая дает жизнь растениям, кормит. Но жизнь не вечная, в землю хоронят — цвет траура.

КРАСНЫЙ ЦВЕТ — символизирует жизнь, с древнейших времен служит знаком Солнца, символизирует кровные узы, братство, охранял от болезней и злых духов.

БЕЛЫЙ ЦВЕТ — символизирует бесконечность небытия, всяческое благо, здоровье, потомство, мир, согласие, чистоту.

ГОЛУБОЙ ЦВЕТ — символ жизни и урожая, рек и озер, живительной силы воды.

ЖЕЛТЫЙ ЦВЕТ, так же как и красный, сопровождает все живое — зародыш яйца, мед, соломка, смола, пламя, желтым окрашен сам солнечный свет, когда солнце высоко над горизонтом.

ЗЕЛЕНЫЙ ЦВЕТ — это цвет надежды, весны и возрождения, цвет лесов и полей.

Составляя орнамент, мастер делал заклинание, используя определенный цвет и элементы вышивки.

Вам может быть интересно:  Изготовление игрушки из соломки. Урок изо во 2 классе

Красный в сочетании с белым цветом выступают как символы жизни и смерти (человек обращался к прошлому и к будущему).

Красно-голубой — символ жизни и урожая (воды).

Красно-зеленый — символ жизни и здоровья (лес).

Красно-черный — символ жизни и земли.

По цвету и геометрическим фигурам на орнаменте можно было, как по книге, прочитать про жизнь, про болезни, здоровье, любовь.

Создание решеток (сеток) и размещение внутри них элементов также является традиционным средством создания орнамента. При трансформации составляющих решетку квадратов в ромбы образуется «косая» сетка, часто используемая раньше при украшении одежды орнаментом в некоторых регионах Беларуси.

Композиция размещения знаков в белорусском орнаменте — ленточная, сетчатая — отразила эстетическое представление народных мастеров о гармонии и красоте.

Б) Наглядно — дидактическая игра «Мотив — тайнопись».

Цель: Развитие способности учащихся самостоятельно соотносить мотивы орнамента с действительностью, определять их смысл.

Школьникам предлагается решить «математическую» задачку:

Простой мотив (зерно — точка) + Простой мотив символ (земля ромб) = Сложный мотив — (засеянное поле)

Ответ зарисовать в альбом для рисования.

Самостоятельная художественно-творческая деятельность учащихся.

Создание эскиза декоративной композиции «Народные узоры» на основе полученных знаний о белорусской символике (образ матери-кормилицы-земли, солнца, пробуждения земли, дерева мира, красоты и любви и т.д.);

По плану:

  1. Создание решеток сеток (5×5мм).
  2. Композиционное решение.
  3. Цветовое решение.

Работа учителя:

— следить за последовательностью ведения работы;
— воспитывать аккуратность при выполнении работы;
— индивидуальная или групповая помощь учащимся в решении возникающих вопросов.

4) Подведение итогов урока, анализ и оценка результатов художественно-творческой деятельности.

Вот и подходит к концу наш сегодняшний урок. Я уверена, что теперь многие из вас, увидев национальное вышитое полотенце, салфетку или одежду, сможет узнать, что хотел сказать мастер, выполняющий этот орнамент.

Орнамент белорусов

Рефлексия.

— Что символизирует красный, черный и белый цвет?
— Назовите открытия сделанные вами на уроке?
— У кого были затруднения?
— Чью работу вы хотите похвалить?

Литература используемая при подготовки к уроку

  1. Круг Я. Сімволіка беларускай народнай культуры. — Мн.: Беларусь, 2003.
  2. 2. Лойко Г. В., Жабцев В. М. Школа изобразительного искусства. — Мн.: ООО «Харвест», 2004.
  3. Сахута Я. М. Беларускае народнае дэкаратыўна-прыкладное мастацтва. — Мн.: Беларусь, 2001.
  4. Народная культура Беларусі: Энцыкл. Давед. / Пад агул. Рэд В. С. Цітова. — Мн.: БелЭн, 2002.
  5. Пуцеева, В.У. «Вывучэнне матываў беларускіх арнаментаў»// Навучанне і выхаванне. — 2001. № 10; 2002. № 1.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Уроки ИЗО
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: