Урок ИЗО «Автопортрет». 6 класс

1. Тема урока: «Автопортрет».

Комбинированный урок: ученики самостоятельно, с опорой на полученные на уроке знания, должны создать автопортреты. Работа ведется графическим материалом (твердыми и мягкими простыми карандашами).

2. Вид занятия: Эстетическое восприятие действительности. Изображение на плоскости (форма, пропорции, конструкция).

Цель: Познакомить школьников с тем, как происходит анализ пропорций, конструктивно-анатомического строения головы человека, объемной формы. Многообразием человеческих лиц и характеров.

Задачи:

  • расширить представление учащихся о жанре портрета;
  • изучать пропорции и анатомию лица;
  • развивать графические навыки;
  • активизировать творческое воображение;
  • формировать художественный вкус;
  • содействовать формированию эстетического отношения к действи­тельности.

Оборудование для учителя: методическая таблица «Конструктивная форма частей лица»; репродукции белорусского и мирового изобразительного искусства, магнитики, плакат с надписью «Наш класс».

Оборудование для учащихся: бумага, карандаши простые (твердые и мягкие), резинка.

ХОД УРОКА

1) Организационная часть урока. Подготовка учащихся к активной учебно-познавательной деятельности. (2-3 минуты).

2) Изучение нового материала (20 минут).

Ребята, начнем наш урок с загадки.

Вот мольберт, а вот треножник —
Напиши меня, художник,
Если вышла не похоже,
Не печалься, ну и что же.
Красный глаз над синим ухом,
Все равно не падай духом,
Значит, поработал мало,
Начинай свой труд с начала. (Портрет)

Портрет! Что может быть проще и сложнее! Послушайте, что говорил о красоте человеческих лиц писатель Заболоцкий.

Есть лица, подобные пышным порталам,
Где всюду великое чудится в малом.
Есть лица — подобие жалких лачуг,
Где варится печень и мокнет сычуг.
Иные холодные мертвые лица
Закрыты решетками, словно темницы.
Иные, как башни, в которых давно
Никто не живет и не смотрит в окно.
Но малую хижину знал я когда-то,
Была неказиста она, небогата,
Зато из окошек ее на меня
Струилось дыханье весеннего дня.
Поистине мир и велик и чудесен!
Есть лица — подобья ликующих песен,
Из этих, как солнце, сияющих нот
Составлена песня небесных высот!

А вы никогда не задумывались над тем, что люди должны быть очень похожи друг на друга. Действительно, ведь у всех людей на лице есть нос, рот, два глаза, над ними брови, лоб, волосы, и лицо по вертикали делится примерно на три равные части. Но, тем не менее, вы сидите передо мной 30 человек и все вы совершенно разные. Почему? У вас разные формы и размеры глаз, губ, носов, вы все непохожи друг на друга, поэтому я различаю вас. Давайте внимательно всмотримся, друг в друга и постараемся увидеть многообразие и неповторимость черт и их сочетаний.

Вам может быть интересно:  Как нарисовать птичку Чака из игры Angry Birds

А) Беседа о жанре портрета.

Одним из жанров живописи, скульптуры и графики, посвященных изображению конкретного лица, является портрет. Основное качество портрета — сходство с оригиналом. Но внешнего сходства мало.

Наблюдательный глаз художника в мимике лица, в выражении глаз в жестах и позе, в манере ходить, сидеть, одеваться, в окружающей обстановке видит проявление тех или иных черт характера, привычек, переживаний, настроений и чувств, то есть внутреннего состояния человека. Кроме внешнего индивидуального сходства, художники стремятся передать в портрете характер человека, его духовный мир. И для этого они общаются с портретируемым, изучают его особенности и лишь, потом передают свои впечатления на бумаге, холсте, в камне.

Поэтому разные портреты даже одного человека могут быть у раз­ных художников и похожи, и непохожи (ведь каждый передает еще и особенности автора портрета: определенный колорит, технику живописи).

Слово портрет означает в переводе с французского языка «воспроизводить черта в черту» изображаемого человека («portrait» — изображение).

В старину знатные люди заказывали портреты всех членов семьи у современных им художников-портретистов и передавали их из поколения в поколение (как мы передаем альбомы с семейными фотографиями). Через портреты можно было познакомиться со своим прапрадедушкой или же с мамой прапрабабушки.

Разновидности портрета (Демонстрация иллюстраций).

В зависимости от размера изображения в живописных портретах различают головные (когда изображена только голова по плечи), погрудные, поясные, поколенные и во весь рост.

В отношении позы представленной фигуры различают профильные, «с лица» (en face), в три четверти поворота направо или налево.

По характеру изображения выделяют:

Автопортрет — графическое, живописное или скульптурное изображение самого себя (художника), выполненное с помощью зеркала или по памяти.

Зрительный ряд:

Томас Гейнсборо «Автопортрет».
О. Кипренский «Автопортрет».
И. Е. Репин «Автопортрет».

Парадный портрет — портрет, показывающий человека в полный рост, на коне, стоящим или сидящим. Обычно в парадном портрете фигура дается на архитектурном или пейзажном фоне.

Зрительный ряд:

А. Боголюбов «Парадный портрет императрицы Екатерины II». (Национальный художественный музей Республики Беларусь).
К. Брюллов «Всадница».
Томас Гейнсборо «Виконт Лигонье», «Виконтесса Лигонье».

Групповой портрет — портрет, включающий не менее трех персонажей.

Зрительный ряд:

М. Савицкий «Куст роз».
Адольф Гугель «Песни родного края» Триптих. Централ., часть.
Ф. Гальс «Регенты Богадельни в Амстердаме».
М. Шибанов «Свадебный договор».

Камерный портрет — портрет, использующий поясное, погрудное или оплечное изображение изображаемого человека. Обычно в камерном портрете фигура дается на нейтральном фоне.

Вам может быть интересно:  Акварельный мастер-класс "Веселый городок"

Интимный портрет — камерный портрет с нейтральным фоном, выражающий доверительные отношения между художником и портретируемой особой.

Зрительный ряд:

В. Стельмашонок «Портрет Я. Колоса».
Адольф Гугель «Песни родного края» Триптих. Левая и правая часть.
Натан Исаевич Альтман «Портрет Анны Ахматовой».
В. А. Тропинин «Портрет А. С. Пушкина.
Томас Гейнсборо «Принцесса Елизавета».
Владимир Боровиковский. Портрет М. И. Лопухиной.

Вывод: портреты не только доносят до нас образы людей разных эпох, отражают часть истории, зримо передают ее потомкам, но и говорят о том, каким видел мир художник, как он относился к портретируемому (модели).

С изобретением фотоаппарата художники не перестали рисовать портреты, я люди — их заказывать. Ведь фотографию делает механизм, а над картиной работает автор. Он по-разному может показать человека, заметить в нем то, что не заметит объектив.

Вопрос учащимся:
— К какому виду портрета мы можем отнести эту работу? Василий Пукирев «Неравный брак». Национальный художественный музей РБ (групповой портрет).

Б) Беседа о пропорциях, конструктивно-анатомическом строении головы человека.

Ребята, сегодня на уроке Вам необходимо нарисовать автопортрет. Располагать лицо будем в фас (спереди). В работе вам поможет знание основных особенностей анатомии лица и последовательности работы над портретом.

Учитель поясняет пособие «Конструктивная форма частей лица». Все этапы работы учитель постепенно рисует на доске.

1. Композиция рисунка должна занимать весь формат листа. Так как голова человека имеет вытянутую форму, лист бумаги положите перед собой вертикально. Нарисуйте овал лица.

2. При построении рисунка головы важная роль принадлежит вспомогательным линиям, позволяющим соблюдать положение и соотношение частей лица.

Средняя вертикальная вспомогательная линия проходит от затылочного бугра, посередине лобной кости, к основанию носа, по середине челюстей. И делит лицо на две равные части.

Высота лицевой части головы делится на три равные части (горизонтальные вспомогательные линии).

  • первая — от основания кончика подбородка до основания носа;
  • вторая — от основания носа до бровей (надбровных дуг);
  • третья — от бровей до середины лба (лобных костей).

3. Форма глаз овальная, расстояние между ними примерно равно глазу. (Преподаватель продолжает рисовать). Сам глаз состоит из глазного яблока прикрытого верхним и нижним веками, которые образуют глазную щель.

В центре находится зрачок, черная точка, уменьшающаяся или увеличивающаяся от величины света. Вокруг него рисуем радужную (цветную) оболочку, и блик (белый отсвет), появляющийся на шарообразной “блестящей” поверхности роговицы.

Вам может быть интересно:  Изготовление витража, посвященного Дню Победы. Урок ИЗО в 6 классе

Глаза бывают маленькие и большие, узкие и широкие, по цвету — голубые, серые, карие, зеленые.

4. Брови находятся над глазами и располагаются на вспомогательной горизонтальной линии. Брови тоже бывают широкие и узкие, прямые и изогнутые.

5. Нижняя часть лицаделится на две части вспомогательной горизонтальной линией. На ней располагается кончик носа с симметричным правым и левым крылом. Нос имеет форму четырехсторонней пирамиды. Нос так же может быть короткими длинным, курносым, “орлиным”, “картошкой”, прямым или “греческим”.

6. Далее рисуем губы, верхнюю и нижнюю. Они располагаются ниже носа и имеют волнообразный контур. Длина губ составляет размер от середины зрачка одного глаза до середины зрачка другого глаза. Губы могут быть узкими, средними, толстыми и вздутыми.

7. Уши располагаются по высоте от продолжения линий брови (сверху) и рта (снизу).

8. Шея в два раза уже ширины головы. Прически самые разнообразные.

9. Затем при помощи тона уточняем теневую и освещенную части головы. Общая форма головы напоминает шар, яйцо, эту же форму повторяем и в рисунке. Наносим падающую и собственную тень, обычно в области основания носа, глазниц и губ.

3) Самостоятельная художественно-творческая деятельность учащихся. (20 минут)

По плану:

  1. Учащимся предлагается изобразить «Автопортрет».
  2. Обдумывание замысла, создание эскиза компоновки.
  3. Определение величины композиционного центра и второстепенных элементов композиции.
  4. Легкая разметка — компоновка рисунка в выбранном формате.
  5. Работа графическим материалом. Светотеневая моделировка головы человека.

Репродукции и педагогический рисунок конструктивного строения головы человека остаются на классной доске

Работа учителя:

  • следить за последовательностью ведения работы;
  • воспитывать аккуратность при выполнении рисунка;
  • индивидуальная помощь учащимся в решении возникающих вопросов.

4) Подведение итогов урока.

Рефлексия, анализ и оценка результатов художественно-творческой деятельности (2-3 минуты).

— Ребята как будет называться вид портрета, где мы будем изображены все вместе? (Групповой).

Кто не успел или хочет доработать автопортрет, возьмите домой.

На классном часу, мы наклеим нашу композицию на большой лист бумаги, пусть групповой портрет класса сохраниться Вам на долгую память!

Литература используемая при подготовке к уроку

  1. Адамчик В. В., Адамчик М. В., Русское искусство. — Мн.: ООО «Харвест», 2005.
  2. Бадин Р. Г., Адольф Гугель. Альбом. — М.: Беларусь, 1990.
  3. Жабинский В. И., Винтовой А. В. Рисунок: Учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, 2006.
  4. Лойко Г. В., Жабцев В. М. Школа изобразительного искусства. — Мн.: ООО «Харвест», 2004.
  5. Некрасова Е. А., Томас Гейнсборо. — М.: Изобраз. искусство, 1990.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Уроки ИЗО
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: