Учебный рисунок. Материалы и инструменты для рисования

Учебные помещения для рисунка, как правило, имеют специальное оборудование, состоящее из различных по величине мольбертов, предметных плоскостей для постановки натуры, набора учебного реквизита (гипсовых слепков геометрических тел, орнаментов, архитектурных деталей, отдельных частей и полной фигуры человека, натюрмортного фонда, включающего предметы быта, керамики, муляжные фрукты и овощи, драпировки и т. д.), методических пособий, поясняющих то или другое задание, различных осветительных приборов.

Для успешного закрепления навыков, полученных на занятиях в учебной аудитории, необходима самостоятельная работа учащегося в домашних условиях. Для самостоятельной и систематической работы над рисунком надо иметь мольберт. Он может быть заменен планшетом, поставленным на стул. Изготовить планшет можно следующим образом: сначала делают подрамник из реек сечением 25х20 см, затем обшивают его с лицевой стороны фанерой или оргалитом и шлифуют. Углы фиксируют металлическими или фанерными уголками.

мольберт и этюдник для рисования

Рисунок различается по материалу, в котором он исполнен. Правильно выбранный материал, знание его свойств и особенностей, свободное владение им во многом определяют всю дальнейшую работу над рисунком.

Самым распространенным материалом для выполнения рисунка является карандаш. Это слово пришло к нам из тюркского языка (kara — черный и tas или das — камень). Появившиеся на рубеже XVIII-XIX вв. графитные карандаши изготавливали из минерального графита с примесью специальных сортов глин. Современная промышленность изготавливает графитные карандаши различной твердости. Они маркируются буквами B, M (мягкий), H, T (твердый), F (средний) и цифрами, показывающими степень мягкости или твердости. Рисунки, выполненные графитными карандашами, имеют серый тон с легким блеском.

С XV в. известны итальянские карандаши. Они изготавливались из порошка пигмента жженой кости, который скреплялся растительным клеем, и напоминали своими свойствами прессованный уголь. Сейчас наша промышленность выпускает карандаш «Ретушь», отдаленно напоминающий его. Тон на рисунку, выполненном итальянским карандашом, черный бархатистый, глубокий и матовый. До XVI в. художники широко применяли свинцовые и серебряные карандаши. Изготовленные из свинца или серебра, а иногда из сплавов с другими металлами, они представляли собой тонкую проволоку, вставленную в особой футляр. Штрихи, нанесенные этими карандашами, не стираются и не пачкаются. Рисунков, выполненных ими, осталось мало, но они привлекают особым своеобразием и тонкостью проработки деталей. Применяют для работы над рисунком и другие мягкие материалы — уголь, сангину, соус и т. д., но в данном учебном пособии мы ограничимся лишь рассмотрением карандашной техники.

Вам может быть интересно:  Рисунки кистью

набор карандашей

Для занятий рекомендуется иметь набор карандашей T (H), TM (НВ), F, 2M (2B). Затачивать карандаш необходимо с противоположного от маркировки конца небольшим ножом. Выступающий графит должен быть не менее 1 см.

Для выполнения рисунка очень важно правильно выбрать бумагу. Поверхность бумаги должна всегда соответствовать материалу. Для длительного рисунка карандашом лучше взять гладкую плотную бумагу. Угольный рисунок лучше всего вести на шероховатой бумаге. Для соуса и сангины выбирается такая же бумага.

Работая карандашом, очень большой формат листа брать не следует, так как обрабатывать большие плоскости очень трудно и долго. Лучше работать на бумаге, натянутой на планшет и подобранной под материал, которым работаешь. Правильно выбранный и умело использованный материал сделает рисунок интересным и выразительным. Иногда приходится удалять с рисунка плохо нарисованные места резинкой. Она должна быть мягкой, разрезанной по диагонали. Самым удобным и простым материалом для учащихся является графитный карандаш. Линейно-конструктивный рисунок на хорошо приклеенной бумаге лучше выполнять твердым или средней мягкости карандашами T(H), TM (HB, F), тональное решение длительного рисунка — мягкими карандашами М (В), 2М (2В). На плохой бумаге твердым карандашом работать вообще нельзя.

Кроме набора карандашей и резинки, необходимо запастись кнопками для крепления бумаги к мольберту (также подойдет малярный скотч), ножом или резаком для заточки карандашей. Резиновая губка, или «клячка», поможет убрать лишнюю «грязь» с рисунка. Все это должно храниться в одном месте и использоваться по назначению. Можно использовать пенал или коробку, на крышку которой приклеивают наждачную бумагу, необходимую для постоянного поддержания грифеля в остром состоянии.

как держать карандаш

Работать над рисунком следует аккуратно и внимательно, рисовать от 30 минут до трех часов каждый день. Обязательно следить за правильной посадкой, за освещением натуры, рисунка и другими факторами, влияющими на качество выполняемой работы. Хорошо бы организовать дома постоянное рабочее место. Если нет специального предметного столика, стоящего у стены, и объект для рисования расположен на столе или стуле, то необходимо за ним ставить небольшой лист картона, плотной бумаги или фанеры — это отделит изображаемый предмет от окружающего пространства. Освещать рисуемый предмет следует одним направленным источником света (настольная лампа и др.) и следить, чтобы прямые лучи света не попадали в глаза. Освещение листа бумаги, на котором создается изображение, должно быть равномерным (желательно слева), тень от руки с карандашом не должна мешать при рисовании. Сидеть необходимо на расстоянии вытянутой руки от планшета и на расстоянии одного-двух шагов (в зависимости от размера изображаемого объекта) от натуры. Лист бумаги прикрепляется к планшету так, чтобы перпендикуляр из его середины приходился в переносицу рисующего.

Вам может быть интересно:  Выполнение рисунков многогранников и тел вращения

Необходимо научиться правильно держать карандаш. На рисунке показаны три положения кисти и пальцев рисующего при различных этапах работы. В основном карандаш держат два пальца — указательный и большой, средний палец поддерживает карандаш снизу. Держать карандаш необходимо дальше от грифеля. Ноготь мизинца опирается на плоскость листа бумаги.

Авторы: Жабинский В. И., Винтова А. В.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Уроки ИЗО
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: