Урок-викторина в 6 классе «Мир графического дизайна»

Нетрадиционный урок для 6 класса. Урок-викторина: «Мир графического дизайна» (коллективно-производственная деятельность: «Логотип нашей команды»).

Цель урока: обобщить и систематизировать знания по такому виду изобразительного искусства как графика. Развивать смекалку, фантазию, творческое мышление, наблюдательность, обучить детей коллективной работе, формировать умение работать сообща, прислушиваться к мнению товарищей.

Предварительная работа: перед уроком-викториной «Мир графического дизайна», был проведен урок в форме беседы о графике, о специфике различных техник (ксилографии, литографии, резцовой гравюры, офорта); об искусстве создания фирменного стиля — логотипа, элементах оформления торгового, спортивного, производственного и др. знаков; об искусстве книжной иллюстрации. Детям показываются репродукции произведений белорусского и мирового изобразительного искусства, поясняются техники, и приемы в которых выполнены демонстрируемые работы.

Ученикам заранее сообщается тема урока, а также информация о том, что надо подготовить и принести с собой. Класс предварительно разбивается на группы (3 группы по рядам), каждая из которых придумывает название своей команды и форму его защиты (в виде стишка или загадки), выбираются капитаны команд. Названия команд должны быть связаны с темой викторины.

Домашним заданием ребят, является подготовка заготовок для будущего коллажа-плаката с логотипом своей команды. Ученики, самостоятельно продумывают композицию и цветовое решение плаката.

Перед началом мероприятия кабинет украшается репродукциями белорусского и мирового изобразительного искусства.

Выбираются несколько учеников из класса — жюри и те, кто будет помогать учителю в подготовке оборудования к конкурсам.

Оборудование и материалы, необходимые для урока: белая бумага основа А3, цветная бумага (различная по цвету и фактуре), клей, кисти для клея, карандаши, наглядно-дидактические пособия, репродукции произведений белорусского и мирового изобразительного искусства, ведомости для жюри, призы.

Наглядно-дидактические пособия:

— опорные карты с репродукциями на каждую группу для конкурса «Найди лишнее» (Пособие 1);

— наглядно-дидактическое пособие для конкурса «Лабиринт», в виде лабиринта с кармашками для правильных ответов (Пособие 2). И картинок с репродукциями белорусского и мирового изобразительного искусства (Пособие 3);

— в конкурсе «Угадай-ка» и «Вспомни слово», каждой команде раздается листок с кроссвордом (Пособие 4 и 5), который необходимо расшифровать.

Сценарий урока-викторины. Этапы проведения:

1. Вступительное слово ведущего.

В качестве ведущего выступает учитель.

ВЕДУЩИЙ: Здравствуйте, дороги ребята. Скажите, все ли из вас любят путешествовать?

ДЕТИ: Да!
ВЕДУЩИЙ: Сегодня мы с вами отправимся путешествовать по миру ГРАФИКИ. В этом мире, как и в нашем, существует много стран и городов — Прикладная графика, Книжная графика, Станковая графика, Компьютерная графика. Каждая из перечисленных мной стран имеет свои отличительные особенности и свой неповторимый художественный язык. Это язык – линии, штриха, пятна, цвета бумаги, светотени и фактуры. (Во время вступительного слова, учитель подходит к соответствующим иллюстрациям и указывает на них указкой). Вы готовы отправиться в путешествие?

ДЕТИ: Да!
ВЕДУЩИЙ: Тогда в путь!

2. Представление команд и капитана.

Предварительно класс разбивается на команды, каждая команда выбирает капитана. Дети определили для себя, следующие названия: «Карандаши», «Графики», «Экслибрис».

3. Программа урока-викторины:

  1. Конкурс на лучшее название и защиту команды.
  2. Конкурс «Поиск художественной информации».
  3. Конкурс «Найди лишнее».
  4. Конкурс «Лабиринт».
  5. Конкурс «Угадай-ка».
  6. Конкурс «Вспомни слово».
  7. Конкурс «Логотип нашей команды» (коллективно- производственная форма изобразительной деятельности).

4. Подведение итогов викторины.

Содержание конкурсов.

1. Конкурс на лучшее название команды и его защита.

Проводится предварительная работа: дети должны продумать название и логотип своей команды, в которой бы отражалась тематика викторины, выбрать капитана. Во время проведения конкурса дети представляют свою команду (название и стишок, загадку). В этом конкурсе по, предложению учителя, все команды получают одинаковое количество баллов.

2. Конкурс «Поиск художественной информации».

Берется словосочетание «Мир графического дизайна». Учащимся предлагается за ограниченное время написать в столбик как можно больше эстетических понятий или слов, связанных с художественной информацией, которую они вспоминают в связи с этим словосочетанием.

Информация может быть как простой и ассоциативной (например, бумага, рисунок, тушь, краски и пр.), так и узкоспециальной (например, афиша, экслибрис, офорт, линогравюра и пр.), но в любом случае информация должна быть связана с исходным понятием. Сюда могут входить и техники, и художественные течения и фамилии художников.

Зафиксированный процесс игры подробно обсуждается учителем и жюри. Играющие, при необходимости, обосновывают связь того или иного указанного ими понятия. Побеждает та команда, у кого больше информации, не встречающейся у других команд.

3. Конкурс «Найди лишнее».

Каждой команде выдается наглядно-дидактическое пособие (Пособие 1).

Задача команд — внимательно рассмотреть картинки, найти лишние.

По условию ребята должны оставить репродукции, выполненные в техники линогравюры. Неправильные ответы обсуждаются. Баллы присуждаются по количеству правильно оставленных на парте карточек.

Пособие 1. Варианты изображений, например:

  1. Балашов Геннадий «Уголок старой Пензы». Линогравюра.
  2. Балашов Геннадий «Тамбовская застава». Линогравюра.
  3. Черников Влад, 9 лет. “Гармонист дядя Митя”. Линогравюра.
  4. Голова Леди. Набросок. Леонардо да Винчи, 1503-07 гг. Виндзор, Королевская библиотека.
  5. Георгий Поплавский (Род. 1931) белорусский художник-график, педагог. Народный художник Беларуси (1997 г.). «Покров день». Холст, акрил. 2001 г.
  6. Тарасова Татьяна «Первозимье. Лошадка». Бумага, тушь.
  7. Тарасова Татьяна «Первозимье. Забор». Бумага, тушь.
  8. Иллюстрация из детской книжки.
  9. Иллюстрация из латвийской книжки.
  10. Арабский орнамент.
  11. Орнамент. Западная Европа, модерн.
  12. Белорусский рушник. Брестская область, начало XX века.
  13. Упаковка белорусского печенья «Беларускія узоры».
  14. Рисунок карандашом, учебная работа.
  15. Логотип предприятия.
  16. Обложка книжки. Город и река. 1985.

линогравюра

линогравюра

4. Конкурс «Лабиринт».

Каждой команде выдается наглядно-дидактическое пособие, в виде лабиринта с кармашками для правильных ответов (Пособие 2). И картинки с репродукциями белорусского и мирового изобразительного искусства (Пособие 3).

Задача команд — внимательно рассмотреть картинки-репродукции различных графических техник и элементов оформления фирменного стиля, упаковок, книг, а затем распределить их по кармашкам с соответствующими названиями — терминами.

Пособие 3. Варианты изображений, например:
ЛОГОТИП
1-4. Различные логотипы.
КНИЖНАЯ ГРАФИКА
5. Обложка книжки. Ромашки на кармашках. 1979.
6. Обложка книжки. Колесо. 1977.
7. Буквица из латвийской книжки.
8. Обложка книжки. Роспись по дереву.
9-10. Иллюстрации из книги эпохи модерн.
11. Обложка книжки. Воробей.
ЛИНОГРАВЮРА
12. Юрий Багдасаров «Дон Кихот». Линогравюра.
13. С. Валюнене. «Семья». 1968. Линогравюра.
14. Линогравюра. Учебная работа.
15. И. В. Голицын. «Натюрморт с принадлежностями гравёра». 1962. Линогравюра.
КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА
16-20. Примеры компьютерной графики.
СТАНКОВАЯ ГРАФИКА
21. Алексей Саврасов «Дубы на берегу». 1867. Карандаш.
22. Ян Сайдевей «Сплетенные руки». Карандаш.
23. «Мисочка с яйцами», учебный рисунок. Карандаш.
24. Джозеф Ференчи «Натюрморт с овощами». Цветные карандаши.
25. Альбрехт Дюрер «Заяц». 1502. Карандаш.

5. Конкурс «Угадай-ка».

Каждой команде раздается листок с кроссвордом (Посо