1. Тема урока: «Грузовик».
2. Вид занятия: Форма, пропорции, конструкция.
Комбинированный урок: беседа о видах транспорта; рисование сложного объекта по уменьшенной модели (игрушки — грузовика); анализ работ.
Цель: Расширить представления учеников о характере основной формы изображения, ее частей, их взаимного расположения.
Задачи:
- расширять представление учащихся о видах транспорта, его роли в жизни людей;
- учить последовательно строить изображение, анализировать форму сложного объекта до простейших форм, его составляющих; сравнение ширины и высоты;
- развивать умения и навыки целенаправленно наблюдать натуру, красиво и крупно компоновать рисунок на листе бумаги, работать с графическими материалами от общего к деталям;
- развивать способность анализировать рисунки, выбирать наиболее интересные и объяснять свой выбор.
Оборудование для учителя: плакат-памятка «Виды транспорта»; графический рисунок «На автобусной остановке», «Грузовик»; фотографии и рисунки с изображением транспорта (горизонтальный и вертикальный формат).
Оборудование для учащихся: бумага, карандаши простые и цветные, гелевая или шариковая ручка, фломастеры, резинка; модели грузовиков (игрушки).
Подготовительная работа: Ученикам заранее сообщается тема урока, а также информация о том, что надо принести с собой игрушечный грузовик.
ХОД УРОКА
I. Организационная часть урока. Подготовка учащихся к активной учебно-познавательной деятельности (2-3 минуты).
II. Изучение нового материала (17 минут).
А) Вступительная беседа
Сегодня на уроке мы с вами совершим небольшое путешествие.
— Вы любите путешествовать? (Да)
— Где вы бывали? (С родителями ездили на море. Отдыхали в деревне у бабушки…)
— Скажите, а как вы добирались до места, это ведь так далеко? (На поезде, самолетом, на машине, на автобусе…)
— Как одним словом мы можем назвать эти средства передвижения? (Транспорт)
Много у нас сегодня автомашин — верных помощниц в труде, отдыхе. И «профессии» у автомобилей тоже разные. Есть пожарные и уборочные, водовозы, снегоуборочные, поливальные и машины, развозящие почту.
Фотографии и рисунки с изображением транспорта для демонстрации детям
Ребята, отгадайте загадки:
Полотно, а не дорожка,
Конь не конь — сороконожка
По дороге той ползёт,
Весь обоз один везёт. (Тепловоз, вагоны)
Что за дюжий великан
Строит дом то тут, то там?
Весь он сделан из железа.
Отгадал?… (Подъёмный кран)
В поле лестница лежит,
Дом по лестнице бежит.
Ответ (Поезд)
Не летает, не жужжит,
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука
Два слепящих огонька. (Автомобиль)
Бывают ли у дождика
Четыре колеса?
Скажи, как называются
Такие чудеса? (Поливальная машина)
Что за чудо — желтый дом!
Ребятишек много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином. (Автобус)
Я вам буду называть транспортные средства, а вы будете говорить, где они передвигаются: по воде, по земле, по воздуху и т.д.
1. Трамвай, троллейбус, автобус, автомобиль. Этот транспорт передвигается по земле – это наземные виды транспорта.
2. Аэробус, вертолет, аэроплан, воздушный шар, самолет. Все это воздушные виды транспорта.
3. Какой вы знаете водный транспорт? (Пароходы, теплоходы, подводные лодки, баржи…)
— Почему мы называем транспорт водным? (Потому что он передвигается по воде)
4. Подземный вид транспорта.
— Как вы думаете, что мы отнесем к подземным средствам передвижения? (Подземным средством передвижения является метро)
Фотографии и рисунки с изображением транспорта для демонстрации детям
Наглядно-дидактическая игра «Виды транспорта».
Ученикам показывается по одной иллюстрации с изображением какого-либо транспорта, их задача назвать вид и профессию человека который его водит, работает на нем. (Капитан, летчик, водитель, крановщик, милиционер, врач и т.д.).
На магнитную доску крепится плакат-памятка:
Все эти средства передвижения служат одной цели — перевозке.
— Что же они перевозят? (Людей, грузы)
Таким образом, в зависимости от того, что транспорт перевозит, он делится на пассажирский, грузовой и специальный.
На доске:
Транспорт
1. Пассажирский
2. Грузовой
3. Специальный
– Как вы думаете, что мы отнесем к специальным видам транспорта?
Специальные средства передвижения — машины скорой помощи, пожарные, милицейские.
Сегодня на уроке мы будем рисовать грузовик.
— Грузовик какой вид транспорта? (Наземный, грузовой)
Б) Объяснение последовательности изображения грузовика.
Этапы выполнения рисунка учитель демонстрирует на классной доске.
1) Рассматриваем основные объемы грузовика — кабину и кузов, чтобы определить разницу длины и высоты этих форм. На листе бумаги легкими линиями карандаша намечаем горизонтальные и вертикальные линии, обозначающие длину и высоту кабины и кузова (главных частей машины).
2) Рассматриваем прямоугольную форму кузова, соотносим высоту и длину этой формы. Сравниваем форму кузова, соотносим высоту и длину этой формы. Сравниваем форму кузова и кабины, легкими линиями передаем пропорции кузова и кабины.
3) Рассматриваем форму колес, окна и двери кабины. В рисунке уточняем пропорции этих форм машины, соотношение величины окон, дверей, колес с высотой и длиной корпуса.
4) Окончательно прорисовываем детали. При завершении работы вносим штриховку в рисунок, используя при этом различные графические материалы (цветные и простые карандаши, фломастеры, ручки)
III. Самостоятельная художественно-творческая деятельность учащихся. (20 минут).
Дети рисуют машины, которые стоят перед ними.
Целесообразно оставить фрагменты педагогического рисунка на классной доске.
Работа учителя:
- следить за последовательностью ведения работы;
- воспитывать аккуратность при выполнении работы;
- индивидуальная помощь учащимся в решении возникающих вопросов.
IV. Подведение итогов урока.
Рефлексия, анализ и оценка результатов художественно-творческой деятельности (5 минут).
— О чем мы говорили сегодня? (О разных видах транспорта)
— Какой бывает транспорт? (Транспорт бывает наземный, водный, воздушный, подземный)
— На какие еще группы можно разделить транспорт? (На пассажирский, грузовой и специальный)
— С помощью каких геометрических фигур мы рисовали грузовик? (Круг, квадрат, прямоугольник)
В конце урока по окончанию работы дети вместе с учителем отмечают, какие рисунки получились наиболее выразительными по форме, по передачи светотени средствами графики.
Литература используемая при подготовке к уроку
- Жабинский В. И., Винтовой А. В. Рисунок: Учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, 2006.
- Кузин, В. С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах. — М., 1984.
- Лойко Г. В., Жабцев В. М. Школа изобразительного искусства. — Мн.: ООО «Харвест», 2004.