Урок-викторина проводится среди команд учеников 5 класса.
Цель урока: Систематизировать знания учащихся по изобразительному искусству как составляющей мировой художественной культуры; способствовать пониманию конструктивных особенностей формы предметов, формировать умение сопоставлять, находить оптимальные решения, развивать смекалку, фантазию, творческое мышление, наблюдательность, обучить детей коллективной работе, формировать умение работать сообща, прислушиваться к мнению товарищей.
Предварительная работа: Ученикам заранее сообщается тема урока, а также информация о том, что надо подготовить и принести с собой. Класс предварительно разбивается на группы (3 группы по рядам), каждая из которых придумывает название своей команды и форму его защиты (в виде стишка или загадки), выбираются капитаны команд. Названия команд должны быть связаны с темой викторины.
Перед началом мероприятия кабинет украшается репродукциями белорусского и мирового изобразительного искусства.
Выбираются несколько учеников из класса — жюри и те, кто будет помогать учителю в подготовке оборудования к конкурсам.
Оборудование и материалы, необходимые для урока:
Урок проводиться с применением аудиовизуальных средств обучения (мультимедиасистема), показ слайдов (дидактические пособия к конкурсам).
Использование данной презентации позволяет осуществлять индивидуальный подход в обучении, активизировать учебный процесс, способствует закреплению знаний о видах и жанрах изобразительного искусства и формированию культуры зрителя.
Презентация может служить материалом как для учителя при проведении уроков изобразительного искусства, так и для учащихся в качестве пособия для самообразования и контроля знаний.
Презентация развивает самостоятельное мышление, способности сравнивать и обобщать.
GDE Ошибка: Не удается загрузить требуемый профиль.
Сценарий урока-викторины. Этапы проведения.
1. Конкурс на лучшее название команды и его защита.
Проводится предварительная работа: дети должны продумать название и форму защиты (в виде стишка или загадки) своей команды, в которой бы отражалась тематика изобразительного искусства, выбрать капитана. В этом конкурсе по, предложению учителя, все команды получают одинаковое количество баллов — 5 баллов.
2. Конкурс «Жанры изобразительного искусства»
Ребята просматривают слайды и отвечают на вопросы. Выбор слайда осуществляется средствами жеребьевки (на каждую команду предусмотрено по три слайда).
Победившие получают — 5 баллов (затем по убывающей).
Структура слайдов:
№ 3 «Какая из картин не является натюрмортом?»
№ 4-5. «Какой из портретов лишний?»
№ 6-7. «Какая картина лишняя?»
№ 8. «В. И. Суриков — великий русский художник, мастер исторической живописи. Какая из картин не относится к историческому жанру?»
3. Конкурс «Угадай-ка»
Зачитываются загадки. Та команда, которая правильно даст ответ получает 3 балл. Выбор слайда – загадки осуществляется средствами жеребьевки.
Структура слайдов:
№ 10-11.
В раме волны, бригантина –
На стене висит… (Картина)
На картине видишь ты
Вазу, яблоки, цветы,
А не лес, не водоем.
Как ее мы назовем? (Натюрморт)
Я ходил сегодня в храм
И картину видел там.
Свечи ставили пред нею,
Назови ее скорее. (Икона)
№ 12-13
Когда-то был я очень мал
И на обоях рисовал.
Твердил я маме лишь одно:
«Обои — это…!» (Полотно)
Нарисую все я сказки,
Мне помогут в этом … (Краски)
Картину ею обрамляют,
Внутрь фотографию вставляют.
Да и оконный переплет
На сей ответ вас наведет. (Рама)
№ 14-15
Стоит за кульманом чертежник.
А перед чем стоит художник? (Мольберт)
Попался в руки мне журнал.
Добавил я волос к портрету,
Потом усы пририсовал…
А как назвать поправку эту? (Ретушь)
Хоть поскрипывает мастер,
Все раскрасит нам … (Фломастер)
4. Конкурс «Шарады»
Зачитываются шарады. Та команда, которая правильно даст ответ получает 3 балл. Выбор слайда – шарады осуществляется средствами жеребьевки.
Структура слайдов:
№ 17
Первой рисуют, в краски макая,
Пальцы, ладонь — все вместе — вторая.
Третья и пояс, и шарф украшает
Да и у рыси на ушках бывает.
Ну а четвертой детишки все рады,
Много ведь ягодок в ней винограда. (Кисть)
№ 18
Первое — синоним единицы,
Для него не надобно трудиться.
На второе в институте ходят,
Два часа на это нам отводят.
Слово ж целое увидите в музее
И, конечно же, в картинной галерее. (Кол + Лекция = Коллекция)
№ 19
Первое — воронье слово,
На дне реки лежит второе.
Все вместе видим мы в музее,
На стенах в комнатах
И в галерее. (Кар + Тина = Картина)
5. Конкурс «Атрибуты персонажей»
В конкурсе участвуют все члены команд. Задача участников этого конкурса — быстро и правильно нарисовать атрибуты персонажей и составить из них композицию. Задание определяется путем жеребьевки.
Команда, наиболее интересно, правильно и художественно грамотно выполнившая это задания, получает — 5 баллов.
Структура слайдов:
№ 21
Нарисуйте атрибуты Волшебника
№ 22
Нарисуйте атрибуты Короля
№ 23
Нарисуйте атрибуты Мореплавателя
6. Конкурс «Эмоциональное впечатление»
Ребятам предлагается найти среди произведений искусства такие, которые ассоциируются с определенными чувствами:
- Грусть
- Радость
- Отчаяние, тревога
- Умиротворение, покой
- Восторг
В этом конкурсе по, предложению учителя, все команды получают одинаковое количество баллов — 5 баллов. Капитаны команд объясняют выбор сделанный командой.
Структура слайдов:
№ 25. Клод Моне «Впечатление. Восходящее солнце»
№ 26 Винсент Ван Гог «Ветка цветущего миндаля»
№ 27 Камиль Писсарро «Оперный проезд в Париже»
№ 28 Сальвадор Дали «Живой натюрморт»
№ 29 Огюст Ренуар «Бал в Мулен де ла Галетт»
№ 30 Клод Моне «Осень»
№ 31 Сандро Боттичелли «Рождение Венеры»
№ 32 Александр Бриков «Натюрморт с виноградом»
№ 33 Винсент Ван Гог «Звездная ночь»
№ 34 Белорусский художник М. Савицкий «Партизанская мадонна»
№ 35 Винсент Ван Гог «Маковые поля»
№ 36 Винсент Ван Гог «Ирисы»
№ 37 Иван Айвазовский «Ледяные горы»
№ 38 Джон Констебл «Вид на собор в Солсбери»
№ 39 Белорусский художник М. Савицкий «Реквием»
№ 40 Огюст Ренуар «Жанна Самари»
№ 41 Винсент Ван Гог «Ночное кафе»
№ 42 Илья Ефимович Репин «Стрекоза»
№ 43 Амадео Модильяни «Супруги»
№ 44 Винсент Ван Гог «Подсолнухи»
№ 45 Клод Моне «Пруд с лилиями»
№ 46 Карл Брюллов «Портрет графини Юлии Самойловой с приемной дочерью»
№ 47 Поль Сезанн «Натюрморт с драпировкой»
№ 48 Жорж Сера «Воскресная прогулка на острове Гранд Жатт»
№ 49 Перов Василий Григорьевич «Тройка. Ученики-мастеровые везут воду»
№ 50 Клод Моне «Утес Уелк в Пурвилле»
№ 51 Архип Иванович Куинджи «Радуга»
№ 52 Андрея Рублёва «Святая Троица»
№ 53 Иван Иванович Шишкин «Зима»
№ 54 Перов Василий Григорьевич «Дети-сироты на кладбище»
№ 55 Иван Николаевич Крамской «Христос в пустыне»
7. Конкурс «Рисуем вместе»
Каждый член команды принимает участие в этом туре. Рисунок выполняется на доске с завязанными глазами.
1 — лягушка;
2 — слон;
3 — птичка;
4 — жираф;
5 — кошка;
6 — тигр.
Наибольшее количество очков получает та команда, у которой будет наблюдаться сходство с предложенным вариантом.
Подведение итогов викторины
Объявляется команда-победитель, набравшая наибольшее количество баллов. Все участники получают награды — открытки.
Литература используемая при подготовке к уроку
- Лойко Г. В., Жабцев В. М. Школа изобразительного искусства. — Мн.: ООО «Харвест», 2004.
- Стернин Г.Ю. «Русская художественная культура второй половины XIX-начало XX века». — М.: Советский художник,1989.
- Толстых В. И. Эстетическое воспитание: Учебник для средних проф-техн. учеб. заведений / В. И. Толстых, Б. А. Эренгросс, К. А. Макаров. — М.: Высш. школа, — 1979. — 288с.
- Хазарова Г. П. Коллективная деятельность в учебно-воспитательном процессе / Г. П. Хазарова // Мастацкая адукацыя и культура. — 2006. — № 2. С.28-36.