Для чего нужно уметь рисовать

Интерес к рисованию как к передаче информации у человека возник с самых древнейших времен. Наскальные изображения древних и сейчас восхищают современного человека. Самое поразительное в этих рисунках  —  реальность изображения. Здесь мы видим огромное развитие способностей человека, заключавшихся в его умении выражать линией то, что открыто глазу и уму. Во все времена и эпохи рисунку придавалось особое значение. При обучении всегда стремились использовать научные знания, найти более эффективные методы: создавались каноны, велись поиски идеальных пропорций и т. д.

наскальные изображения пещера Ласко

Наскальные изображения. Роспись на скале. Пещера Ласко. Франция. Палеолит

Уже в Древнем Египте была выработана последовательная система обучения искусству изображения (в определенной степени механическая), в основу которой было положено изучение фигуры человека, изображение ее по специально выработанным канонам. Ритм движений тела впервые становится ритмом в искусстве живописи  —  ритмом повторяющихся линий и фигур.

Примерно в VI в. до н. э. искусство изображения теряет свою «безымянность». Художник уже более не является «неизвестным». Даже раскрашенная глиняная посуда подписывается мастером.

Наиболее ярко это отразилось в древнегреческом искусстве. Здесь уже многие скульпторы известны по имени, например Поликлет, написавший книгу о пропорциях человеческого тела, Фидий, Мирон.

Эксекий. Роспись чернофигурной амфоры: Ахилл и Аякс

Эксекий. Роспись чернофигурной амфоры: Ахилл и Аякс

Эти скульпторы, а позже Скопас, Пракситель, Лисипп создают в камне тело человека, владея уже выработанными законами изображения. Теория Поликлета о пропорциональных членениях человеческой фигуры стала новым шагом в методике обучения. Было введено понятие «контрапоста», что дало возможность изображать фигуру жизненно и реально. Контрапост  —  взаимосвязь основных осей человеческого тела (оси плечевого пояса и оси таза) как между собой, так и с вертикалью в статике и динамике. Для установления положения равновесия фигуры при опоре на одну ногу вертикалью соединяют яремную ямку и середину опорной пятки. При этом оси плечевого пояса и таза отклоняются от горизонтали: ось таза со стороны опорной ноги  —  книзу, а ось плечевого пояса  —  в противоположную сторону.

В искусстве Аполлодора Афинского впервые появилось понятие тонального рисунка. Греческие педагоги — художники разработали новый метод обучения, в основе которого лежало рисование с натуры и перспективное построение на плоскости.

Мирон Дискобол

Мирон. «Дискобол».

Красота и величие искусства классической эпохи оставались непревзойденными до самого периода Возрождения, который продолжался два с половиной столетия и был временем величайшего расцвета в изобразительном искусстве. В это же время было написано множество трактатов по методике обучения рисунку, живописи, пластической анатомии, перспективе. Именно в этот период рисунок становится не только основой изобразительного искусства, но и ведущей дисциплиной в системе художественного образования. Художники эпохи Возрождения рассматривали рисунок как основу профессиональной подготовки. Микеланджело писал: «Рисунок, который иначе называют искусством наброска, есть высшая точка и живописи, и скульптуры, и архитектуры; рисунок  —  источник и корень всякой науки».

Вам может быть интересно:  Как писать пастелью? Пастель: рисунок и живопись

Микеланджело Давид

Микеланджело. «Давид». 1501-1504 гг.

Жителей Руси в X-XI вв. греческие и византийские учителя познакомили с методами рисования, создали сборники правил и законов построения изображения. Одним из древнейших методов обучения рисованию было копирование образцов. Впоследствии «это достойное искусство стало настолько любимо, что не только люди благородного происхождения стремились ему научиться, но и славные цари прилагали к нему свои сердца и руки, присовокупляя кисть живописца к скипетру, и полагали, что они взаимно друг друга украшают, а не портят».

Христос Вседержитель Икона. XVI в.

«Христос Вседержитель». Икона. XVI в.

При письме икон мастера всегда следовали определенным церковным канонам. Изображение при этом было плоским и не всегда пропорциональным. Оно имело четкие контуры, а объемы лишь слегка выписывались тенями, подчеркивая неземную сущность образа. Все в иконе подчинялось высокой религиозной идее. Примечательно то, что иконописцы, отдавая себя духовному служению, навсегда отказывались от создания картин светского содержания.

Уже в средние века рисование начинают изучать в учебных заведениях. Однако только к концу XVIII в. рисование как общеобразовательный предмет получает широкое распространение. Для правильной методики его преподавания издаются различные пособия. Первым таким серьезным методическим пособием по рисунку в России явилась книга И. Д. Прейслера, изданная в 1795 г. одновременно на русском и немецком языках под названием «Основательные правила, или Краткое руководство к рисовальному художеству». В основу обучения рисунку Прейслер кладет геометрию, помогающую видеть и понимать форму предмета, а при изображении облегчает процесс построения. Построение геометрических фигур при этом сочетается со знаниями правил и законов перспективы и пластической анатомии. Эта книга была высоко оценена современниками и много раз переиздавалась как в России, так и за границей. На основании этого пособия учащийся мог в дальнейшем рисовать с натуры, по памяти, а также по представлению.

И по сей день большой интерес представляют трактаты и высказывания художников — педагогов прошлых столетий, ведь многие их положения и теперь не утратили своего значения.

Рисование как изучение живой формы  —  это одна из сторон знания вообще, и сегодня оно уже повсеместно стало необходимым для элементарного образования. Обучение рисованию даже в том случае, когда не ставится задача подготовки художника — профессионала, должно проходить по всем правилам и законам этого искусства.

«Страна, в которой учили бы рисовать так же, как учат писать, превзошла бы все остальные страны во всех искусствах», —  утверждал французский философ — материалист Д. Дидро.

Вам может быть интересно:  Необычная живопись: филиппинка Кимберли Джой Магбануа рисует картины с помощью шприца.

По словам известного русского художника — педагога П. П. Чистякова, рисование  —  не только развлечение, оно такая же суровая и, главное, точная наука, как математика. Здесь свои нерушимые законы, стройные и прекрасные, которые нужно изучать.

Многие выдающиеся люди рисовали с увлечением и любовью. Ученым, писателям, артистам владение изобразительными средствами помогало делать важные открытия, создавать замечательные литературные произведения или сценические образы. Так, М. Ломоносов создал мозаичное панно «Полтавская битва», а у Жуковского и Пушкина рисунки покрывают листы черновых рукописей в огромном количестве. Рисовали Лермонтов, Гоголь, Тургенев, Достоевский, Короленко, ученые Тимирязев, Циолковский, певец Шаляпин, летчики Громов и Коккинаки, космонавт Леонов. Всем им и многим другим умение рисовать помогало выразить волнующие их образы, раскрыть научные и технические замыслы.

Рисунки А. С. Пушкина.

Рисунки А. С. Пушкина.

Многие знаменитые мебельщики прошлого, являясь высокопрофессиональными столярами, хорошо рисовали. Некоторые из них  —  англичанин Т. Гиппендейл, француз А.Ш. Буль  —  выпустили альбомы рисунков мебели, которые служили образцами для подражания и каталогами для покупателей. Эти альбомы оказали большое влияние на мебельщиков других стран.

Известный географ А. А. Половинкин написал даже целую книгу «География и рисование», а детский врач и одновременно художник — любитель Ю. К. Матвеев с помощью своего «веселого карандаша» помогал выздоровлению малышей.

Прекрасными рисовальщиками были кинорежиссеры С. Эйзенштейн и А. Довженко. Их наброски и эскизы к фильмам имеют самостоятельную художественную ценность. Раскадровки и рисунки С. Эйзенштейна воплощают его глубокие образные замыслы, оставляют сильное впечатление предельной типизацией и остротой характеристики изображаемого предмета. Поражают уровнем наблюдательности его так называемые «упражнения на выразительность».

Если вы цените прекрасное и хотите попробовать свои силы в художественном творчестве, но не можете по каким — либо причинам заниматься у художников или в кружках, студиях, художественных учебных заведениях, эта книга будет вам необходима. В ней вы найдете советы, которые помогут начать занятия по рисунку, живописи и композиции. Она не претендует на всестороннее раскрытие затронутых в ней тем, основное внимание в ней уделено технике работы, а также теоретическим сведениям, полезным для обучающегося. Следуя нашим советам и рекомендациям, вы познакомитесь с языком рисунка и живописи.

Ван Гог Ирисы

Винсент Ван Гог «Ирисы», 1890 г.

Искусство открывается тем, кто творит сам. Окружающий мир он воспринимает по — новому, расширяет кругозор, обогащает духовный мир  —  сама жизнь становится интересней. В каждой со вкусом оформленной вещи, красивой обстановке дома, картине он всегда увидит руку и душу художника. Человек, который занимается рисованием и владеет практическими навыками, может реализовать свои творческие задумки, найти красоту в простом, обычном, развивает зрительную память, воображение.

Вам может быть интересно:  Как писать этюды

Мы не ставим своей задачей сделать художником каждого, кто будет читать эту книгу. Основная наша задача  —  развить в человеке чувство прекрасного, помочь прикоснуться к тайнам искусства и познать радость творческого труда. Вы будете учиться рисовать людей, лошадей, натюрморты, создавать композиции на различные темы, почувствуете наслаждение от процесса творчества, приобретете уважение коллег, членов семьи, откроете для себя новый мир.

Существует множество способов изображения, которые зависят прежде всего от основы, на которой изображается предмет, и материала, посредством которого наносится это изображение. Каждый из способов изображения имеет свою специфику, свои особенности, однако все они имеют и обязательные общие закономерности, постигая которые можно освоить самые различные техники изобразительного искусства.

Рассказывая об использовании различных техник, а также об их изобразительных возможностях, авторы стремились, в первую очередь, заложить основы той общей художественной грамоты, без которой невозможно само изобразительное творчество.

Одной из задач данного пособия является обучение творческому видению посредством композиционной, пластической и живописной логики. Часто неподготовленный человек утверждает, что главный критерий качества изображения  —  элементарное сходство. Это слишком упрощенный подход, так как художник не просто переносит на холст часть природы, он преображает ее, проявляя акт творческой воли. Поэтому он всегда видит мир по — своему, но в этом особом взгляде всегда есть та или иная часть объективности. Композицией можно успокоить сцену или дать ее в бурном движении, цветом выразить жизнеутверждение или чувство тоски, ритмом вдохнуть в рисунок спокойную созерцательность или разрушить дотла покой и безмятежность. Способы изображения разнообразны, а выразительные средства художника безграничны. Все это и является необычным и увлекательным языком изобразительного искусства. Наша книга расскажет об этом языке, его правилах и законах, научит вас пользоваться им для выражения своих впечатлений, мыслей и чувств.

Пусть вас не смущают неудачи, порой неизбежные. Чего действительно следует остерегаться в работе, в любом творческом начинании, так это бездумия и бесстрастности. Чем больше и настойчивее вы будете работать практически, вдумчивее изучать теорию, тем лучше будет результат, тем быстрее научитесь грамотно и выразительно рисовать.

Хорошо, если при этом вы не пожалеете времени на изучение и копирование произведений наследия мастеров искусства. Это поможет значительно расширить художественный кругозор, воспитать вкус, сделать ваши рисунки более совершенными.

Авторы: Г. B. Лойко, В. М. Жабцев.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 1 из 5 )
Уроки ИЗО
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: