Переславль-Залесский музей. Картинная галерея имени Д.Н. Кардовского

Переславль-Залесский — один из древнейших русских городов, входящих в состав Золотого кольца России, — знаменит не только своей историей, архитектурными памятниками, но и замечательным музеем — Переславль-Залесским государственным историко-архитектурным и художественным музеем-заповедником.

горицкий монастырь

На территории Горицкого монастыря расположен Переславль-Залесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

Музей был основан в 1919 году историком и краеведом Михаилом Ивановичем Смирновым (1869-1949). Располагается он на территории Горицкого монастыря. Наряду с историческими коллекциями в музее есть картинная галерея, которая носит имя уроженца переславской земли академика живописи Дмитрия Николаевича Кардовского (1866-1943).

Значительную часть в экспозиции галереи занимает русское искусство XV-XVIII веков. Музей известен своим собранием икон, происходящих из переславских церквей и монастырей. Они были написаны как местными, так и столичными мастерами. Из самых древних — икона «Петр и Павел» XV века.

Большая часть икон собрания музея относится к XVI веку — в это время Переславль становится крупным духовным центром, в котором ведется грандиозное каменное строительство, заново отстраиваются древние монастыри, Переславские святыни привлекают многочисленных паломников. В 1557 году в Федоровском монастыре в память о рождении у Ивана Грозного сына Федора, что произошло недалеко от Переславля, возводится Федоровский собор. По царскому заказу иконы для него были написаны мастерами Оружейной палаты. До наших дней сохранились образа из местного ряда иконостаса, где располагались храмовая и наиболее почитаемые иконы. Среди них одна подписная — государева иконописца Федора Дермина «О Тебе радуется». Особое место в этом ряду принадлежит иконе «Богоматерь Одигитрия».

В XVI веке наряду с традиционными появляются иконы местных святых. Наравне с произведениями столичных мастеров переславские храмы украшались работами местных иконописцев. К числу таких памятников относится образ «Никиты Переславского в житии». Никита — лицо реальное, жил в Переславле в XII веке, «заведовал сбором податей» для строительства города. Собирая дань с местных жителей, он не забывал о своем кармане, прослыл казнокрадом и мздоимцем. Раскаявшись, Никита оставил светскую жизнь и ушел в монастырь. Став иноком, совершал суровые подвиги покаяния: исцелял людей, рыл колодцы, носил на голове каменную шапку и железные вериги на теле. Как сообщает житие, от посоха Никиты получил исцеление черниговский князь Михаил Всеволодович. Погиб Никита мученической смертью в 1186 году и погребен в храме св. великомученика Никиты.

В XVII веке в Переславле по-прежнему писали иконы в монастырях и в кругу посадских людей. В Москве знали и ценили местных мастеров и вызывали их «для скорых государевых дел». Прежде всего к ним относится Стефан Казаринов из переславских сокольих помытчиков (помытчик, соколятник, напускающий ловчую птицу, натравляющий ее на жертву во время охоты). Ему принадлежит икона «Распятие с семью таинствами».

На рубеже XVII—XVIII веков в Переславле вновь появляются иконы московских мастеров. Для Никольского монастыря написал иконы последний прославленный изограф Оружейной палаты Кирилл Уланов. Среди них «Богоматерь Владимирская с лицевым сказанием о чудесах». В этой работе отразились характерные черты манеры письма Уланова: миниатюрность, тонкая проработка архитектуры и различных деталей, обилие золота. Среди произведений декоративной резьбы наиболее выдающимся памятником являются Царские врата XVI века. Высокое художественное исполнение Царских врат было отмечено в 1867 году на Всемирной выставке в Париже дипломом и золотой медалью.

В специальном помещении музея — ризнице — показаны изделия «золотых и серебряных дел мастеров». Князья и бояре жертвовали в монастыри драгоценные сосуды, оклады, шитые золотыми и серебряными нитями иконы и пелены.

Много прекрасных изделий жертвовал в Троицкий Данилов монастырь князь Иван Петрович Барятинский (1617-1701), в схиме — старец Ефрем. Среди них роскошное Евангелие, драгоценный потир и митра.

Небольшая серебряная гравированная чара («ковш для теплоты») XVII века — вклад в один из переславских монастырей келаря Троице-Сергиева монастыря Арсения Суханова (келарь — инок, заведующий монастырскими припасами или вообще светскими делами монастыря). Он известен тем, что по указанию патриарха Никона привез из Палестины модель Храма Гроба Господня, ставшего прообразом для постройки Воскресенского собора в Новом Иерусалиме. В 1691 году цари Иван и Петр Алексеевичи и царица Наталья Кирилловна сделали вклад в женский Федоровский монастырь — великолепное серебряное кадило «на бубенцах». Во время богослужения оно издавало мелодичный звон.

Музей обладает разнообразной коллекцией народного искусства, в том числе незатейливыми предметами повседневного обихода, изготовленными руками владельцев для своего собственного потребления. Каждый мастер или мастерица, с детства приучаясь к прилежному труду, вкладывали в свои изделия все умение, навыки, а также вековечные представления русского человека о красоте. Украшают эти предметы прихотливые орнаменты: круги, розетки, ромбы, цветы и травы, животные и птицы — реальные и мифологические.

Неизменно большой интерес среди посетителей музея и специалистов вызывает коллекция провинциального портрета XVIII — XX веков. Эти произведения поступили в музей в первые годы его существования из дворянских и купеческих усадеб. Портреты, написанные малоизвестными и неизвестными мастерами, доносят до нас образы многих замечательных людей ушедших эпох. Так, из усадьбы Семендяйка были привезены портреты семьи Повалишиных. Среди них портрет екатерининского офицера, вице-адмирала Иллариона Афанасьевича Повалишина (около 1739-1799).


семирадский опасный урок

Закрыть

Г.И. Семирадский. Опасный урок. Конец XIX в. Из экспозиции Переславль-Залесского музея.

В XIX веке мода на написание портретов широко распространилась среди русского купечества, захватила она и Переславль-Залесский. Например, местные купцы I-й гильдии Темерины, владельцы полотняной мануфактуры, готовясь к возведению в дворянское достоинство, заказали в 1844 году заезжему художнику Павлу Колендасу портреты членов своего семейства. Особенно привлекательны среди них портреты детей, в которых художник создал поэтический идеал, построенный на откровенности, душевной непосредственности, простоте и гармонии.

В портретной галерее представлены также работы известных мастеров. Кисти столичного портретиста И.К. Макарова, прославившегося парадными изображениями петербургских красавиц, принадлежат портреты Надежды Федоровны и Евгения Петровича Самсоновых.

В основу собрания русской живописи второй половины XIX века была положена часть коллекции картин Ивана Петровича Свешникова (1834-1910), лесопромышленника, имевшего дело в Переславле. Им было собрано 343 картины, которые после его смерти поступили в Румянцевский музей, откуда часть этого собрания была передана в Переславль. Среди них картины художников-передвижников и академистов: пейзажи И. И. Шишкина, Н.Н. Дубовского, Л.Л. Каменева, В.Д. Поленова. Жанровые картины П.О. Ковалевского, И.М. Прянишникова, В.Е. Маковского.

Большая роль в становлении музея и развитии его художественных коллекций принадлежит Д.Н. Кардовскому. Он вошел в историю русского искусства как мастер рисунка, иллюстратор книг, театральный художник, педагог.

В музее довольно большое собрание произведений как самого художника (этюд «Весною», 1894, акварели 1910-х годов «Сожженная Москва», «Оборона Севастополя»), так и его учеников. В 1919-1920 годах Дмитрий Николаевич работал в музее, собирал и описывал первые поступления, а в последующие годы заботился о пополнении коллекции новыми произведениями. Благодаря его усилиям в 1927 году собрание живописи пополнилось картинами художников «Мира искусства» и Союза русских художников. Среди них полотна А.Н. Бенуа, С.Ю. Жуковского, К.Ф. Юона, К.А. Коровина. В 1931 году по рекомендации Кардовского Союз советских художников подарил музею картины современных авторов (П.И. Котова, М.И. Авилова, А.А. Рылова). К этому же времени относятся поступления произведений художников «Бубнового валета» — И.И. Машкова, А.В. Лентулова, Н.А. Удальцовой. В 1952 году О.С. Малютина подарила музею «Портрет скульптора С.Д. Эрьзя» (1926) работы своего отца С.В. Малютина.

Одним из первых художников, работавших в Переславле, был А.А. Осмеркин (1892-1953). Летом 1948 года на реке Трубеж в Рыбной слободе он написал серию пейзажей. Среди них — «Дом Ниткина».

В 1956 году в Переславле-Залесском открылся Дом творчества художников и скульпторов, который носит имя Д.Н. Кардовского. Переславль с его уютом старинного русского города, богатой историей, архитектурными памятниками на долгие годы определил творческие привязанности многих мастеров. Тут начинали свой путь в искусстве ныне широко известные мастера: Э.Г. Браговский, В.И. Иванов, В.Е. Попков, И.А. Попов, И.В. Сорокин. «Дивным старинным русским городом», «землей обетованной» назвал Переславль А.А. Тутунов. И более молодых художников привлекают своеобразие старинных улиц, тихие воды Трубежа, укрытые роскошными кронами старых деревьев, голубые просторы Плещеева озера, на высоких берегах которого покоятся величественные ансамбли монастырей, и «церкви дивные», и «кладези местночтимые». Называют Переславль «русским Барбизоном».


разгулин зима в переславле

Закрыть

В.Н. Разгулин. Зима в Переславле. Холст, масло. 1989. Из экспозиции Переславль-Залесского музея.

В картинах Виктора Разгулина волшебным образом соединяются мир реальный и идеальный. Особенно удаются художнику зимние пейзажи. Композиции Ирины Лотовой неизменно привлекают богатством форм и яркостью колорита. Плодотворно работается здесь Андрею и Николаю Мочальским. Пишут переславские мотивы Ольга Воробьева и Илья Комов.

Сайт: Переславль-Залесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.
Авторы: Тамара Попова, заведующая художественного отдела Переславльского музея. Нина Селиверстова, старший научный сотрудник Переславльского музея.

Поделиться ссылкой с друзьями и коллегами:

Уроки Изо

Сайт «Урок ИЗО» представляет собой энциклопедию, где содержится вся необходимая информация для подготовки и проведения интересного, творческого урока изо, мхк, труда.