Тамбовская областная картинная галерея. Музеи России

тамбовская областная картинная галереяПри воспоминании о Тамбове на ум невольно приходят лермонтовские строки: «Тамбов на карте генеральной Кружком означен не всегда, он прежде город был опальный, теперь же, право, хоть куда». Тамбов, кажется, ничем особенным и не выделяется из прочих провинциальных русских городов. Только приглядевшись поближе к этой внешней похожести, можно понять притягательную неповторимость старинного русского города. История Тамбова начинается в XVII веке в качестве крепости для защиты южных рубежей русского государства. До сих пор неподалеку от города сохранились остатки земляного вала, возведенного под руководством князя И. И. Ромодановского. Среди просветителей XVIII века с почтением произносится имя знаменитого поэта Гавриила Романовича Державина, ставшего правителем Тамбовского наместничества (1786-1788), положившего начало народному образованию в крае. При нем в Тамбове открываются училище, первая типография, театр. Другим просветителем Тамбова стал обер-камергер Эммануил Дмитриевич Нарышкин, по известной версии внебрачный сын Александра I. Владевший огромным состоянием, он отличался благотворительностью и щедростью, за что получил прозвище «Друг тамбовской бедности». Наиболее крупным памятником его деятельности является здание Общества по устройству народных чтений в Тамбове (1891-1892), именуемое в народе Нарышкинской читальней. С 1983 года в бывшей Нарышкинской читальне размещается Тамбовская областная картинная галерея.

Тамбовская областная картинная галерея. Музеи России

Галерея связана историческими корнями с первым музеем Тамбова, основанным в 1879 году в ознаменование 100-летнего юбилея учреждения Тамбовского наместничества. Среди частных пожертвований музею были произведения искусства. Например, «портрет, писанный масляными красками живописца при императрице Анне Ивановне В.Василевского, одного из первых русских людей, посланных Петром Великим за границу для обучения искусствам…». Или «масляная картина «Рыцари у замка». Пожертвована Н.Н.Ярошевским». Автор картины Антонио Перезинотти (1708-1778) — итальянский художник-декоратор, впоследствии признанный академиком Петербургской Академии художеств. Из дореволюционных поступлений замечательна судьба мраморного барельефа «Мадонна с младенцем», переданного в Нарышкинскую читальню по завещанию уроженца Тамбова, известного историка искусства итальянского Возрождения Алексея Владимировича Вышеславцева. Долгое время барельеф считался творением великого Донателло. Лишь спустя почти сто лет было установлено, что он принадлежит резцу гениального фальсификатора ренессансной скульптуры Д. Бастианини.


василевский автопортрет

В.И. Василевский (Васильевский). Художник первой половины XVIII века. Автопортрет. Холст, масло. 88х70. Из экспозиции Тамбовской областной картинной галереи.

В настоящее время в фондах галереи более 7000 единиц хранения русского и зарубежного искусства. Тамбовское собрание привлекает редкостью и художественным уровнем. Ядро коллекции составили замечательные памятники усадебной дворянской культуры — произведения, поступившие в 1920-х годах из национализированных имений Чичериных, Строгановых, Воронцовых — А. К. Болдырева. Усадебные коллекции несли отпечаток вкусов владельцев. Если в имении Воронцовых преобладали произведения русского искусства, то коллекции из Знаменки Строгановых и Караула Чичериных отразили западнические увлечения собирателей. В числе произведений зарубежного искусства упомянем только происходящий из Знаменки шедевр нидерландского мастера Яна ван Скореля (1495-1562) «Мадонна с младенцем» (1530-1531).

Вам может быть интересно:  Старопечатные книги Эльзевиров

Скореля называли «северным Леонардо». По признанию европейских историков искусства, «Мадонна» из Тамбовского собрания — самая красивая среди образов, принадлежащих кисти Скореля. Существует мнение, что моделью послужила возлюбленная художника Агата ван Схоонховен. В XVIII веке в русской дворянской среде возникла мода собирать портретные и художественные галереи. Одна из таких галерей сложилась в Воронцовке, фамильном гнезде младшей ветви знаменитого рода Воронцовых. По свидетельству очевидцев, в Воронцовке были произведения Ф. С. Рокотова, Д. Г. Левицкого, А. П. Антропова, Н. И. Аргунова.

Дня сравнения — в 1904 году в Русском музее был только один рокотовский портрет. В ходе национализации картины из Воронцовки вывезли в Москву и Санкт-Петербург, но значительная часть коллекции оказалась в Тамбове. Ныне этот раздел собрания Тамбовской галереи открывают портреты владельца имения графа Ивана Илларионовича Воронцова в офицерском мундире Преображенского гвардейского полка и его супруги Марии Артемьевны, урожденной Волынской, дочери казненного при Анне Иоанновне кабинет-министра А. П. Волынского. Портреты написаны работавшим в России немецким художником Георгом Гаспаром Преннером (1720-1766). При дворе Елизаветы Петровны мастер пользовался большим спросом, так как «на его портретах русская знать легко и быстро становилась благодаря нарядному трафарету совсем похожей на западную».

Рокотовских портретов в Тамбовской галерее сохранилось пять.

Много любопытного можно рассказать о личности сына опального первого кабинет-министра, будущего государственного канцлера Ивана Андреевича Остермана, запечатленного Рокотовым в молодом возрасте. В сонме чувств молодого человека Рокотов уловил мгновение грусти, ожидания, надежды — еще один честолюбец на арене жизни!


рокотов портрет графа остермана

Ф.С. Рокотов. Портрет графа И.А. Остермана. Первая половина 1760-х. Холст, масло. 60х48. Из экспозиции Тамбовской областной картинной галереи.

Портрет его сестры А. А. Остерман отличают изысканность и благородная сдержанность образного и цветового строя. Перед нами будущая бабушка А. И. Остерман-Толстого, героя Бородина и Кульма. Одним из украшений галереи в Воронцовке были «парадно веселые» портреты графини Анны Артемьевны Воронцовой (внучки Ивана Илларионовича) и ее супруга, известного библиофила, директора Императорского Эрмитажа Дмитрия Петровича Бутурлина, созданные по случаю их свадьбы. Портреты относятся к позднему малоизвестному периоду жизни Рокотова. Их открытие позволило раздвинуть временные рамки творческого наследия одного из самых проникновенных и поэтических мастеров XVIII века.


рокотов портрет бутурлина

Ф.С. Рокотов. Портрет графа Д.П. Бутурлина. Ок. 1793. Холст, масло. 73×57. Овал. Из экспозиции Тамбовской областной картинной галереи.

Вам может быть интересно:  Переславль-Залесский музей. Картинная галерея имени Д.Н. Кардовского


рокотов портрет бутурлиной

Ф.С. Рокотов. Портрет графини А. А. Бутурлиной, урожденной графини Воронцовой. Ок. 1793. Холст, масло. 73 х 57. Овал. Из экспозиции Тамбовской областной картинной галереи.

В семействе Бутурлиных некоторое время служил учителем рисования немецкий художник итальянского происхождения Александр Молинари (1772-1831). Впоследствии он открыл кондитерскую в Петербурге и одновременно занялся писанием портретов. Им выполнены портреты младшей сестры Анны Артемьевны — Прасковьи Воронцовой и ее супруга Александра Ульяновича Тимофеева, признанные эталонными образцами искусства мастера. Брак бывшей институтки и неродовитого богача был неравным, но вполне удачным. По материнской линии сестры Воронцовы состояли в родстве с Пушкиными, а Прасковья была старинной, еще московской подругой матери поэта.


молинари портрет тимофеевой графини воронцовой

А. Молинари. Портрет П.А. Тимофеевой, урожденной графини Воронцовой. Между 1812-1816. Холст, масло. 69,5 х 57. Из экспозиции Тамбовской областной картинной галереи.


молинари портрет тимофеева

А. Молинари. Портрет А.У. Тимофеева. Между 1812-1816. Холст, масло. 69,5×57,5. Из экспозиции Тамбовской областной картинной галереи.

В собрании русского искусства XIX века много редких произведений прославленных мастеров. К позднему творчеству Карла Брюллова относится «Портрет графа Павла Сергеевича Строганова» (1850). Из коллекции Строганова происходят два эскиза Брюллова «Политическая манифестация в Риме в 1846 году» (оба — 1850). Необычен сюжет задуманной картины, посвященный современным политическим событиям. Внезапная смерть мастера оборвала работу над замыслом.

Карл Брюллов высоко отзывался о портретном таланте своего молодого современника Петра Захаровича Захарова-Чеченца (1816-1846). Жизнь этого художника напоминает судьбу героя поэмы Лермонтова «Мцыри». Чеченец по рождению, он малышом-сиротой был подобран русским солдатом. Окончив Академию художеств, Захаров-Чеченец создал серию портретов людей русской культуры. В Тамбове хранится юношеский автопортрет художника (1833-1834).


захаров автопортрет

П.З. Захаров (Захаров-Чеченец). Автопортрет. 1833-1834 (?). Холст, масло. 64х52. Из экспозиции Тамбовской областной картинной галереи.

Имение Строгановых Знаменка, известное в истории под несколькими названиями, чаше всего упоминается как место рождения жены Пушкина Натальи Николаевны Гончаровой. В разные времена владельцами Знаменки были люди, связанные с искусством, — художник и поэт Ксавье де Местр, меценат Сергей Григорьевич Строганов, основатель Строгановского училища в Москве, его сын Павел Сергеевич, продолживший традиции русского коллекционирования. В 1869 году по приглашению П.С. Строганова в Знаменке гостил «гениальный юноша» художник Федор Васильев (1850-1873). В память его пребывания на тамбовской земле остался этюд «Вечер». Помимо работы Ф. Васильева в Тамбовской галерее представлены пейзажи С. Ф. Щедрина, братьев Н. Г. и Г. Г. Чернецовых, И. К. Айвазовского, А. К. Саврасова, И. И. Шишкина, Д. А. Щербиновского, Л. Л. Каменева, А. А. Киселева, М. К. Клодта, А. Н. Бенуа.

Вам может быть интересно:  Старопечатные книги Эльзевиров

В полотнах С. И. Грибкова «Прерванный завтрак» (1879) и «Перед венцом», Ф. С. Журавлева «После венчания» (1874), Н. П. Загорского «Семейная сцена» (1875) звучит тема бесправной женской доли. Этой же теме созвучна картина участника передвижных выставок И. Л. Горохова «По миру» («Дети-нищие») (1894). Имя Ивана Лаврентьевича Горохова (1863-1934) оказалось забытым. Из воспоминаний его внука известно, что после революции художник работал над картиной о гибели последнего русского царя, что было актом гражданской смелости в России конца 1920-х годов.

Искусство рубежа XIX-XX веков представлено в Тамбовской картинной галерее не столь широко, но не менее интересно. Работы членов художественных объединений «Мир искусства». «Союз русских художников», «Бубновый валет» раскрывают многообразие творческих исканий этого сложного и противоречивого периода. Некоторые полотна связаны с Тамбовским краем и его людьми. Седовласый старик с живым пронзительным взглядом на портрете прославленного Валентина Серова — это Борис Николаевич Чичерин, владелец имения Караул, ученый и коллекционер, видный деятель либерального движения, мыслитель европейского масштаба, недолгое время пробывший даже московским головою и отстраненный за вольность мыслей. Б. Н. Чичерин — дядя наркома иностранных дел Г. В. Чичерина. По распоряжению последнего сокровища имения Караул стали достоянием народа. Из Караула происходят два прекрасных портрета Василия Тропинина «Старуха с чулком» (1825) и «Портрет А. А. Санникова» (1823). На рубеже веков художники часто обращались к традициям тамбовского фольклора. Свой «Хоровод» (1914) Нина Яковлевна Симонович-Ефимова (1877-1947) написала в Тамбовской губернии.


серов портрет чичерина

В.А. Серов. Портрет Б.Н. Чичерина. 1903. Холст, масло. 128х89. Из экспозиции Тамбовской областной картинной галереи.

Имя забытого художника Владимира Давидовича Баранова-Россине (1888-1944) возникло из небытия после персональных выставок в Петербурге и Москве, прошедших в 2001-2002 годах. Художник родился в Таврической губернии, в 1910 впервые уехал в Париж, где работал под псевдонимом Даниэль Россинэ. Окончательно во Франции художник, изобретатель цветомузыкального инструмента «оптофон» и военного камуфляжа, обосновался с 1925 года. «Никто не обнимет необъятного», — утверждал незабвенный Козьма Прутков, творцы которого, братья Жемчужниковы, были родом из Тамбовской губернии. За пределами статьи остался рассказ о коллекции иконописи и собрании отечественного искусства XX века, и о произведениях местных авторов, о работах западноевропейских мастеров XVI-XX веков.

Тамбовская областная картинная галерея. Контакты:
392000, Тамбовская область, Тамбов, ул. Советская, 97
tambovart@gmail.com
Тел. (4752) 726458
Факс. (4752) 724627
Сайт: Тамбовская областная картинная галерея.

Авторы: Тамара Шестакова, директор галереи. Екатерина Саляхова, зам. директора по науке.

Рейтинг
( 3 оценки, среднее 5 из 5 )
Уроки ИЗО
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: