Оборудование: планшет для коллективного портрета, репродукции портретов, выполненные различными художниками, портретные фотографии.
Материалы и инструменты: бумага для рисования, ножницы, акварельные краски, кисть, клей ПВА, цветная пряжа.
Словарная работа: дружеский шарж, автопортрет, коллаж.
Рекомендации по проведению урока
На этом уроке дети должны продемонстрировать свои знания и умения, полученные ими на протяжении двух лет учебы в школе, по предметам Трудовое обучение и Изобразительное искусство.
Коллективная работа объединяет темы “Портрет” (“Изобразительное искусство”) и “Коллаж” (“Трудовое обучение”). Ученики самостоятельно, с опорой на полученные ранее знания, должны создать автопортреты, используя при этом не только кисти и краски, но и подручные материалы (цветная бумага, цветная пряжа, клей).
Учитель на урок приносит планшет, на котором изображены маленькие фигурки детей и шаблоны, определяющие форму лица. Ученики обводят на листе бумаги шаблоны с определенной формой лица, создают автопортреты и с помощью клея прикрепляют их на планшет к изображенным фигуркам. Коллективная работа готова.
Тематика коллективного портрета может быть различной:
- “В походе”;
- “На уроках”;
- “На стадионе”;
- “Мои увлечения”;
- “Будущая профессия”;
- “Мои достижения в учебе”.
Если учитель не сможет сам нарисовать изображения фигур детей по предложенной тематике, он может воспользоваться иллюстрированными журналами, вырезав из них подходящие образы.
Литература используемая при подготовке к уроку
- Костерин, Н. П. Учебное рисование. — М., 1980. Рутковская, А. Рисование в начальной школе. — СПб., 2001. Корнилова, С. Н. Уроки изобразительного искусства для детей 5-9 лет / С. Н. Корнилова, А. С. Галанов. — М., 2000.
- Колякина, В. И. Методика организации уроков коллективного творчества: планы и сценарии уроков изобразительного творчества. — М, 2002.