Гравюра

ГравюраФранцузский глагол, от которого происходит слово «гравюра», означает «вырезать». Это вид графического искусства, печатное воспроизведение рисунка, вырезанного и вытравленного на металлической или деревянной доске.

Особенностью гравюры является возможность ее тиражирования. С одной доски, награвированной художником, можно напечатать большое количество равноценных оттисков (эстампов); все они будут авторскими произведениями, в отличие от рисунка, который существует в единственном числе.

Материал доски и способ гравирования определяют характерные особенности и влияют на стилистику изображения.

По характеру обработки печатной формы (доски) и способу печати различают выпуклую и углубленную гравюры. К гравюре относят и литографию – вид плоской гравюры, печатной формой для которой служит камень, известняк особой породы, серого, голубовато или желтоватого цвета.

Доска для выпуклой гравюры готовится следующим образом. На хорошо отполированную поверхность доски из твёрдых пород дерева (груша, пальма, самшит) наносится карандашом, пером или кистью рисунок, затем штихелем гравер удаляет места, которые в оттисках должны быть белыми, оставляя штрихи и черные пятна. Получается выпуклое изображение, на него валиком наносят краску и, приложив бумагу, с силой придавливают ее на станке или притирают вручную. Таким образом получают оттиск. Комбинации штрихов разной толщины создают тон любой насыщенности.

К выпуклой гравюре относятся ксилография (гравюра на дереве) и линогравюра (гравюра на линолеуме).

ГравюраЛиногравюра. Элен Белл

В углубленной гравюре рисунок резцом или кислотой углубляется в металлической пластине (из меди, стали или цинка), краска забивается в углубления, поверхность доски вытирается начисто и на нее накладывается увлажненная бумага. Печатают на станке при сильном давлении, чтобы бумага вдавилась в углубления и, коснувшись краски, «приняла» ее вплоть до самых мелких штрихов.

К углубленной гравюре относятся резцовая гравюра, офорт, акватинта, меццо-тинто, сухая игла, лавис, мягкий лак.

Резцовая гравюра отличается четкими линиями, толщина которых варьируется в зависимости от углубления резца в металл. Они прорезаются в металлической доске штихелем, резцом.

Сухая игла характерна сочетанием тончайших и сочных черных линий. Рисунок процарапывается на металлической пластине стальной иглой. При сильном нажиме иглы образуются заусеницы (барбы), они придают сочность оттиску, так как задерживают больше краски, которая в этих местах при печати переходит на оттиск.

Гравюра

Сухая игла. Постников Сергей, «Бегущие лошади»

Меццо-тинто (черная манера) – техника, при которой вся доска делается шероховатой, дающей при печати сплошной черный фон, затем шероховатости выглаживаются в светлых местах.

Гравюра

Меццо-тинто. Марина Лазарева, «И снова Адриатика…»

В некоторых видах гравюры на металлическую доску кистью наносят кислоту. Эта техника называется «лавис».

Вам может быть интересно:  Рисунки хной: узоры на руке

Оттиски, похожие на акварельную заливку, дает акватинта. В акватинте доска протравливается через поры прилипшего к ней порошка канифоли. Чем дольше травление, тем сильнее получается тон на оттиске. Акватинта часто комбинируется с офортом.

Гравюра

Акватинта. Н.А. Петракова, «Старая улочка»

Рисуя карандашом на бумаге, положенной на загрунтованную мягким лаком доску, получают эффект карандашного рисунка. Эта техника – мягкий лак.

Цветные гравюры печатаются с нескольких досок, каждая из которых служит для одной краски. Иногда печатают и с одной доски, покрывая ее разными красками.

В ходе работы над доской художник делает с нее пробные оттиски. Такие оттиски, фиксирующие этапы работы гравера, называются состояниями. Их может быть до 20.

Гравюры часто подписываются не одной, а двумя и даже тремя фамилиями – художника, гравера, печатника.

Возникновение гравюры тесно связано с ремеслами: гравюра на дереве – с набойкой тканей, гравюра на металле – с ювелирным делом. Первые европейские ксилографии с изображениями святых, раскрашенные от руки, продавались паломникам в монастырях уже на рубеже XIV – XV вв. В начале XV в. появились «блочные» книги; иллюстрации и текст в них вырезались на одной доске. В 1465 году была напечатана первая иллюстрированная гравюрами книга с наборным шрифтом.

В 1493 году напечатана «Всемирная хроника» Х.Шеделя, она включала свыше 2000 пейзажных и исторических гравюр.

Гравюра

В XVI в. возникла репродукционная гравюра резцом, ее задача – воспроизведение живописных произведений. В это же время развивается и офорт с его собственным штрихом, живописностью и большой эмоциональностью.

В XVII – XVIII вв. появились различные репродукционные техники. Для воспроизведения живописных произведений используются резцовая гравюра с офортной подготовкой, меццо-тинто, акватинта, лавис. Офортом и резцом исполнены гравюры Рембрандта, Дж. Б. Пиранези, Ж. Калло. Гравюры широко печатаются листами, альбомами, в книгах; ими украшают помещения, растет число коллекционеров гравюры.

Гравюра

Харменс ван Рейн Рембрандт, «Мельница»

ГравюраЖак Калло, «Двое мужчин в шляпах и длинных пальто»

Первыми мастерами резцовой гравюры в России были знаменщики Оружейной палаты, которые вырезали «травы» – украшения на царской посуде и оружии.

На русских резцовых гравюрах XVIII в. изображаются батальные сцены, панорамы, аллегории, портреты. Большого мастерства достигли в этом А.Ф. Зубов, И.А. Соколов, М.И. Махаев. Конец XVIII – начало XIX вв. отмечено творчеством таких мастеров, как Е.П. Чемесов, Н.И. Уткин, Г.И. Скородумов. Большое распространение получает русский лубок – обрезная, раскрашенная от руки гравюра на дереве.

Наибольшего расцвета достигает в XVIII – XIX вв. японская гравюра, изысканная по рисунку, великолепно сгармонированная по ритму линий и пятен, тончайших полутонов, богатая поэтическими метафорами и ассоциациями. К. Утомаро создает в своих гравюрах лирический тип идеального женского портрета. К. Хокусай и А. Хиросигэ показывают сложность и гармонию природы. Японская гравюра оказала большое влияние на пути развития европейской гравюры.

Гравюра

Китагава Утомаро, «Три знаменитые красавицы наших дней»

Гравюра

Кацусика Хокусай, «Большая волна в Канагаве»

ГравюраУтагава Хиросигэ, «Птицы»

На рубеже XIX в. испанский художник Ф. Гойя своими офортами с акватинтой открыл новые возможности гравюры. Его листы отмечены неисчерпаемой фантазией, трагическим гротеском.

Вам может быть интересно:  Праздник Пасха. Традиции празднования, поздравления и декор

Изобретенная в 1780 гг. англичанином Т. Бьюиком торцовая гравюра находит широкое применение в иллюстрировании книг и журналов XIX в. Всемирную известность получили гравюры по рисункам Г. Доре, в России – гравюры Е.Е. Бернардского по рисункам А.А. Агина.

 

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Уроки ИЗО
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: