Соломоплетение «Мотылек». Урок труда во 2 классе

Тема урока: Моделирование «мотылька» из соломки.

Оборудование для учителя: экспонаты выставки, сделанные из соломки, фотографии изделий, несколько колосьев ржи или пшеницы.

Материалы и инструменты: цветные нитки (мулине), ножницы, напаренная солома, тонкая проволока.

Словарная работа: инкрустация, эластичность, народный мастер (умелец).

Рекомендации по проведению урока труда

На уроке важно дать детям целостное представление об использовании соломы в декоративно-прикладном искусстве. Для этого необходимо организовать небольшую выставку, где будут представлены различные виды работ: инкрустация, плетение и моделирование.

Знакомство с соломкой начинается с рассматривания злаковых растений. Отмечается, что их зерна используют для приготовления хлеба, различных круп. А как же использовать стебель? (Дети высказывают свои предположения).

Народные умельцы, мастера стебли злаковых растений применяют для изготовления различных предметов. Из соломы делают шляпы, корзинки и сумки, коврики, бытовые предметы, игрушки. Можно выполнить из соломы и плоские украшения на коробочках, шкатулках, кулонах. В подтверждение этих слов учитель демонстрирует названные изделия.

Если внимательно рассмотреть соломинку, можно увидеть, что она похожа на трубочку. Внутри — полая, снаружи желто-золотистого цвета. Когда соломинка сухая, она хрупкая и легко ломается. Если же ее замочить в горячей воде, она становится мягкой и эластичной. Это свойство позволяет солому переплетать, разрезать ее на кусочки и нанизывать на нитку, разрезать вдоль и наклеивать на плоские поверхности предметов.

На примере выставочных изделий учитель кратко рассказывает о применяемом способе обработки соломы. Затем детям предлагается из пучка соломы создать мотылька.

У каждого ученика на столе лежит солома. Она уже распарена горячей водой и поэтому эластична и готова к работе. Дети собирают соломинки в пучок и с помощью проволочки плотно перевязывают его ровно посередине. Передние две соломинки связываются проволокой возле основания. Это будут усики. Две последние соломинки также перевязываются у основания и обрезаются почти у самой перевязки. Это окончание туловища бабочки. Теперь декорируем крылья: с каждой стороны соломинки расправляются в виде веера и переплетаются цветными нитками. Таким образом «веер» сохранится. Рисунок одного крыла должен в точности повторять рисунок другого. Бабочка готова. Ее можно повесить на ниточку для украшения комнаты или украсить ею прическу, предварительно прикрепив к невидимке.

Вам может быть интересно:  Аппликация из засушенных растений. Урок труда во 2 классе

Моделирование из соломы. Полезные советы

cоломоплетениеДля аппликационных работ лучше использовать соломку из ржи, пшеницы, проса, риса, овса, ячменя. Для плетения или моделирования используется ржаная и пшеничная солома. Выбирать надо свежую, ровную соломку. Ее рекомендуется собирать вручную на обочинах полей. Стебли необходимо осторожно очистить от листьев и обрезать корни. Для хранения стебли следует разрезать на части по узлам и аккуратно уложить в ящик или коробку.

Сушить соломку следует на солнце. Под воздействием солнечных лучей она побелеет и приобретет красивый шелковистый блеск. Затем полученные трубочки сортируются по длине, ширине и цветовым оттенкам.

Чтобы солому подготовить к работе, ее необходимо запарить. Для этого подбирают круглые ровные стебли, кладут их в емкость так, чтобы они не деформировались, и заливают кипятком. Посуду закрывают крышкой и оставляют на несколько часов.

Соломка имеет различные натуральные цветовые оттенки: от зеленоватого до золотого. Можно придать ей цвет и искусственно. Чтобы добиться коричневых оттенков, соломку для инкрустации достаточно подержать под горячим утюгом. Окрашивать можно и с помощью анилиновых красителей, зеленки, соды, слабого раствора марганцовки, перекиси водорода. Окрашивание таким способом происходит во время запаривания соломы.

Литература используемая при подготовке к уроку труда

  1. Артамонова, Е.В. Соломка, скорлупка, цветочек — подарки для мам и для дочек: секреты-самоделки. — М., 2001.
  2. Лобачевская, О.А. Возьми простую соломку / О.А. Лобачевская, Н.М. Кузнецова. — Минск, 1988.
  3. Починова, Н.В. Инкрустация соломкой / Н.В. Починова, В.Н. Дехтяренко. — Минск, 1988.
  4. Нагибина, М.И. Природные дары для поделок и игры. — Ярославль, 1997.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Уроки ИЗО
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: