Тема: Сбор урожая. Экскурсия на пришкольный участок.
Оборудование: образцы сельскохозяйственных инструментов.
Материалы и инструменты: карточки с заданиями.
Словарная работа: секатор, удобрения.
Рекомендации по проведению урока
На первом уроке учитель проводит экскурсию на пришкольный участок, где знакомит детей с растениями сада и огорода, орудиями труда, приспособлениями, которые использует человек в сельскохозяйственном труде, а также с техникой безопасного труда.
За несколько дней до проведения урока учитель сообщает детям тему экскурсии, делит класс на “садовников” и “огородников”, дает каждой команде перечень вопросов и заданий, которые ученики должны выполнить в виде рисунков и устных сообщений.
Для “садовников”:
- Садовые породы деревьев.
- Садовые кустарники.
- Уход за садовыми деревьями.
- Инструменты и приспособления, необходимые для ухода за деревьями и кустарниками.
- Правила сбора урожая и его хранения.
- Друзья и враги садовых деревьев.
- Подготовка деревьев и кустарников к зиме.
Для “огородников”:
- Овощные культуры.
- Технология выращивания овощных культур.
- Инструменты и приспособления для ухода за овощами.
- Сбор урожая.
- Инструменты и приспособления, необходимые для уборки овощей.
- Заготовка и хранение овощей.
- Друзья и враги овощных культур.
Собранная детьми информация может быть проиллюстрирована и обобщена в “Энциклопедии юных садоводов” и “Энциклопедии юных овощеводов”.
Учитель заранее продумывает ход экскурсии. Если на пришкольном участке есть небольшой фруктовый сад, лучше всего экскурсию начать с него. В качестве экскурсоводов выступают дети, которые рассказывают о деревьях и кустарниках с опорой на собранный и проиллюстрированный материал.
Экскурсия продолжается на школьном огороде, где “огородники” рассказывают о растениях огорода, демонстрируют необходимые инструменты и приспособления. Учитель напоминает детям о правилах безопасной работы инструментами.
Итоги экскурсии учитель подводит в классе. Команды обмениваются иллюстрированным материалом и отвечают на вопросы:
- Как нужно ухаживать за растениями, чтобы добиться хорошего урожая в саду (на огороде)?
- Какие инструменты и приспособления помогают человеку ухаживать за растениями?
Справочный материал
Сад — это рукотворное чудо. В нем хорошо отдыхать, радостно трудиться, а осенью приятно пожинать плоды своего труда.
Плодово-ягодные деревья и кустарники выращиваются человеком с древних времен. В настоящее время выведено большое количество их сортов. Главные показатели сорта: вкус плода, морозостойкость, урожайность, устойчивость к болезням.
В наших садах высаживают обычно плодово-ягодные растения семейства розоцветных. Из семечковых это яблоня, груша, рябина, из косточковых — слива, вишня, черешня. Дополняют сад кустарники — смородина, крыжовник, малина.
Выращивают садовые деревья, прежде всего ради их плодов. Плоды ценны тем, что содержат необходимые человеку органические кислоты, витамины, дубильные и другие полезные вещества. Свежие ягоды и фрукты — ценнейший пищевой продукт. При их переработке получают сок, варенье, повидло, джем, компот.
Яблоня. Основная масса корней у яблони расположена неглубоко под землей. Густота кроны зависит от сорта яблони и способа ее обрезки. Сколько сортов яблок, столько оттенков кожуры. Основная окраска у всех зеленая, оттенки — желтый, беловато-розовый, красноватый, буровато-красный.
Начинается яблочный сезон в июле. В это время снимают плоды ранних сортов — папировки и белого налива. Летние сорта для лежки и транспортировки не годятся. Плодоносить яблоня начинает в возрасте 4 лет. Живут деревья до 50 лет, дают плоды регулярно. В этот период можно собрать до 100, а иногда и до 300 кг яблок с одного дерева.
Наиболее приспособлена к нашему умеренному климату антоновка обыкновенная. Она морозоустойчива, высокоурожайна. Плодоносить начинает с 6-8 лет, дает кислые, с сочной мякотью плоды, очень богатые витамином С.
На длительное хранение отбирают зрелые, но не перезрелые плоды. Снимают урожай тогда, когда семена внутри потемнеют и когда яблоко легко отделяется от ветки. При сборе яблок с дерева надо быть осторожным: не нажимать на плод пальцами, брать его за плодоножку, не допускать падения плодов на землю. Аккуратно собранные яблоки хранятся до весны.
Груша. Плоды ее — вкусный витаминный продукт. Грушу, как и яблоню, возделывают с доисторических времен. Она менее зимостойка, чем яблоня, поэтому в Беларуси распространена не так широко. Лучшие сорта груши растут в Украине и на Кавказе, а в нашей стране культивируется только несколько сортов.
У груши, в отличие от яблони, корневая система более глубокая. Ветви на стволе отходят под более острым углом, дерево имеет пирамидальный тип кроны. Листья округлые, цветки белые. Цветет груша в мае.
Плод резко сужен к плодоножке. Величина плодов у разных сортов груши разная: от 25 г до 1 кг.
По вкусовым качествам сорта груши делятся на группы: десертные — с отличными или очень хорошими вкусовыми качествами; столовые — вкусные, вполне пригодные для потребления в свежем виде; хозяйственные — употребляемые в вареном или сушеном виде; сидровые — годные только для приготовления сидра, соков и других напитков.
Груша, как и яблоня, является хорошим медоносом. Из грушевой древесины изготавливают музыкальные инструменты, художественные изделия, мебель и различные поделки.
Очень важно научить детей ухаживать за плодовыми деревьями, сажать их. При посадке диаметр приствольного круга первые 2-3 года равняется 2 м, в следующие 2-3 года — 1,5 м. Почву приствольных кругов держат в рыхлом и чистом от сорняков виде. Дважды в год (весной и осенью) ее осторожно перекапывают на глубину 10-12 см. В первые два года после посадки саженцы поливают 4-5 раз за сезон, выливая 2-3 ведра под одно деревце. Воду льют не под самый ствол, а в неглубокую борозду, вырытую вокруг него на небольшом расстоянии.
При посадке саженца в яму надо заложить туда 3-4 ведра перегноя. Позже, через 1-2 года, дерево опять подкармливают.
Литература используемая при подготовке к уроку
- Валова, З. Г. Ребенок среди природы: пособие для родителей / З. Г. Валова, Ю. Е. Моисеенко. — Минск, 1985.
- Корабельников, В. А. Краски природы: кн. для учащихся нач. классов. — М., 1989.
- Цейтлин, Н. Е. Справочник по трудовому обучению: пособие для учителя / Н. Е. Цейтлин, А. П. Демидова. — М., 1983.