Материал: различные по размерам и формам геометрические фигуры, вырезанные из черной бумаги, клей.
Прежде чем переходить к этой группе упражнений, надо четко уяснить некоторые положения, вытекающие из проделанных ранее упражнений.
- Чтобы взаимно уравновесить друг друга, площадь черного пространства должна быть больше, чем площадь белого (рис. 1).
- Тяжелее то пятно, которое изолировано от окружающих объектов. Вертикально расположенные формы более тяжелы, чем наклонные. Правильная и четкая геометрическая форма тяжелее, чем неправильная и расплывшаяся. Тяжесть зависит и от размеров предмета. В равных условиях предмет больших размеров тяжелее. Тяжесть зависит и от цвета, и от контраста с фоном (рис. 2).
Упражнения этой темы заключаются в том, чтобы расположить различные геометрические формы на белой плоскости. При этом надо следить за тем, чтобы плоскость не колебалась, а черные фигуры уравновешивали белые промежутки, стараться уходить от повторов и добиваться устойчивости.
Предварительно на плоскости надо четко находить среднюю ось. Размещая фигуры справа и слева от оси поочередно, добиваются равновесия сторон (рис. 3).
Вспомните правила группирования:
- принцип подобия по размерам — большие квадраты стремятся друг к другу, а маленькие разбегаются (рис. 4);
- принцип подобия на основе формы — окружности стремятся объединиться и отойти от треугольников (рис. 5);
- принцип «согласующейся формы» — прямая сразу отделяется от ломаной линии (рис. 6).
Во всех упражнениях необходимо стремиться к целостности изображения. Это основа любой композиции.
Все эти упражнения подкрепляйте примерами из природных форм и работ художников в различных сферах искусства. Из природных форм можно взять расположение различных узоров на срезах камней, окраску крыльев бабочек, раковин, ветки дерева, цветок и т. д.
У Ван Гога в картине «Спальня» мы встречаемся с принципом подобия. Два стула одинаковы по цвету, форме и расположению (рис. 7). Принцип подобия заставляет зрителя сравнивать стулья и еще больше находить различия в них. Одинаковость формы и ритмов приводит к более устойчивой, уравновешенной композиции.
В упражнениях соблюдайте чувство меры и избегайте симметричности расположения форм. Чрезмерная симметрия снижает достоинство композиции. Замечательный английский художник Уильям Хогарт предостерегал, что «стремление избежать симметричности есть постоянное правило композиционного построения рисунка». А древние греки говорили, что высший дар богов человеку — чувство меры.
Упражнения дают лишь схему для приобретения композиционных навыков учащимися.
Авторы: Жабинский В. И., Винтова А. В.