Основы колористики и цветовой композиции

Работая над натюрмортом акварелью, учащиеся знакомятся с основами живописи, познают колористику и цветовую композицию. Как один из видов изобразительного искусства, живопись передает все многообразие окружающего нас мира (свет, пространство, объем и т. д.) на плоскости с помощью цвета, отличаясь тем самым от графики, где средствами выражения являются штрих, линия, пятно, светотень, а цвет исполняет ограниченную, вспомогательную роль. Иногда ввиду специфичности техники и некоторой условности приемов акварель относят к области графики. С этим трудно согласиться.

На первых порах освоения этой техники ученик, выполняя натюрморт акварелью, должен ставить перед собой лишь живописные задачи. Выбор акварели на первом этапе приобщения ученика к живописи делается не из-за легкости технических и технологических задач, а просто из-за доступности материалов. Чтобы с самого начала занятия живописью не носили любительского характера, необходимо знание основ цветоведения.

цветоведение

Корпускулярно-волновая теория света

Цвет — один из признаков любого предмета. Наряду с формой он определяет индивидуальность предмета. Характеризуя окружающий предметный мир, мы упоминаем цвет как одну из главных его особенностей.

Постичь цвет пытались еще древние греки. В 450 г. до н. э. Демокрит писал: «В восприятии имеются сладость, горечь, тепло и холод, а также цвет. В действительности имеются атомы и пустота».

Понятие цвета обычно рассматривают в трех аспектах: физико-техническом, психобиологофизическом и психологическом.

Первые, кто пытался объяснить природу цвета и света, были философы. «Свет — это не огонь, не какое-либо тело вообще и не истечение из какого-либо тела, нет, свет — это наличие огня или чего-то подобного в прозрачном», — писал Аристотель. Особый интерес к учению о цвете возник в первой половине XVII в., когда на смену философским понятиям приходят физические, основанные на опытах и экспериментах.

Создав корпускулярную теорию света, великий английский физик Исаак Ньютон объяснял различные цвета излучения наличием составляющих их корпускул. Излагая свою теорию, Ньютон считал цвета не качествами, а первоначальными свойствами света, которые отличаются между собой из-за различного преломления. Он писал: «Вид цвета и степень преломляемости, свойственные каждому отдельному сорту лучей, не изменяются ни преломлением, ни отражением, ни какой-либо иной причиной, которую я мог наблюдать».

В начале XIX в. исследования О. Френеля, Ж. Фуко и других ученых подтвердили преимущество волновой теории, которую выдвигали еще в XVII в. Р. Гук и X. Гюгенс, иезуит Игнатий Гастон Парди, перед корпускулярной. В марте 1675 г. Гук, выступая в Королевском обществе, заявил: «Свет — колебательное или дрожательное движение в среде… происходящее из подобного же движения в светящемся теле, подобно звуку, который обычно объясняется дрожательными движениями среды, проводящей его, вызванного дрожательными движениями звучащего тела. И так же, как в звуке пропорциональные колебания производят различные гармоники, так и в свете различные странные и приятные цвета создаются при смешении пропорциональных и гармонических движений. Первые воспринимаются ухом, вторые — глазом».

цветоведение

Но даже до сих пор еще не ясно, почему в одних явлениях свет обнаруживает волновые свойства, а в других — корпускулярные.

Квантовая теория

Немецкий физик М. Планк, а затем Эйнштейн, Бор и др. открыли, что свет излучается не в виде волн, а в виде определенных и неделимых порций энергии, которые называли квантами, или фотонами. Фотоны разной энергии представляют собой свет различных цветов.

Созданная сейчас квантовая теория как бы объединяет волновые и корпускулярные свойства света, так как они являются природными качествами всей материи. Каждая волна обладает корпускулярными свойствами, и каждая частица вещества — волнами.

Экспериментируя со стеклянными призмами, Ньютон в 1672 г. разложил белый свет на отдельные спектральные цвета. Эти цвета плавно переходят один в другой, от красного до фиолетового. Разложение белого цвета в какой-либо среде, называемое дисперсией, является разделением его на разные по длине волны. Между фиолетовым и пурпурно-красным, т. е. крайними цветами спектра, примерно 160 различных цветовых оттенков. Незаметность переходов одного цвета в другой затрудняет и усложняет работу по изучению их свойств. Поэтому обычно весь спектр делят на шесть или восемь интервалов, которые соответствуют красному, оранжевому, желтому, зеленому, синему и фиолетовому цветам с вариациями желто-зеленого, светло- и темно-синего.

Возникает окраска предмета из-за избирательной абсорбции, т. е. поглощения предметом избранных длин волн. Если посмотреть на красную драпировку через зеленое стекло, то она покажется нам черной. Почему? Красное отражает в основном красные лучи и в меньшей степени оранжевые и желтые. Все остальные — поглощает. Зеленое стекло поглощает красные лучи, а все остальные уже были поглощены ранее красным.


цветоведение

Поэтому драпировка будет казаться черной. Любой предмет поглощает все цвета, кроме собственного, составляющего его окраску. Если же на красную драпировку посмотреть через красное стекло, то она будет восприниматься очень интенсивно, насыщенно. Наоборот, при освещении любыми другими цветными источниками ее можно увидеть и оранжевой, и даже коричневой.

Интенсивность света зависит не только от количества лучистой энергии, но и от ее цветового качества. Кроме того, интенсивность света определяется реакцией глаза на излучение, что связано с психофизиологией, т. е. субъективными ощущениями человека.

Как «измерить» цвет

Измерить световые и цветовые ощущения может лишь чувствительность глаза. Осложняется это измерение и восприятие цвета тем, что нет равенства между степенью чувствительности к отдельным, монохроматическим лучам и величиной их энергии. Распределение энергии по спектру и распределение интенсивности светового потока не совпадают.

Основными параметрами цвета являются цветовой тон, насыщенность и яркость.

  • Цветовым тоном называется качество хроматического цвета, которое отличает его от ахроматического. Это основная характеристика хроматического цвета. В ахроматических цветах цветового тона нет. Иначе говоря, цветовой тон является различием цвета по длине волны.
  • Насыщенность — это полная выраженность цветового тона. Чем более цвет отличается от ахроматического, тем более он насыщен. Насыщенность — это чистота цвета. Разбеливая цвет, мы уменьшаем его насыщенность.
  • Яркость цвета — это его светлота. Она определяется отношением количества отраженных лучей к количеству упавших.

Таким образом, цвет выражается качественной характеристикой (цветовой тон и насыщенность) и количественной (яркость). Чтобы дать точные характеристики цветовому тону, насыщенности и яркости цвета, необходимо измерить их. Измерять можно визуально, но это будет неточно.


цветоведение

Сколько всего цветов может различить человек

Кроме семи основных цветов спектра глаз человека при среднем уровне яркости может различать 180 цветовых тонов, включая 30 пурпурных, которые отсутствуют в спектре, но получаются смешением синих и красных тонов. Всего же тренированный глаз художника различает около 10 тыс. цветовых оттенков.

Максимальная чувствительность глаза при дневном освещении приходится на излучение с длинной волны 553-556 нм, что соответствует желто-зеленому спектральному цвету, а минимальная — на крайние длины волн видимого диапазона, которые представляют собой красный и фиолетовый света. Этот эффект наблюдается лишь при одинаковой энергетической мощности излучения.

С точки зрения медицины и физиологии

Человеческое зрение является сложнейшей проблемой для науки. Оно включает в себя не только чисто физиологические, но и психологические вопросы. Имея смутное представление об анатомии глаза и видя, что глаза некоторых животных светятся в темноте, античные ученые выдвинули своеобразную теорию. Согласно ей человек видит из-за исходящего из глаза света.

Луч света, выйдя из глаза и «ощупав» предмет, приходит снова в глаз. Евклид называл его световым лучом. Левкипп и Демокрит выдвигали свою версию теории видения. Они утверждали, что от каждого предмета исходят лучи, которые состоят из мельчайших частиц — корпускул. Таким образом, каждый предмет посылает в наш глаз своеобразные «лучи-образы».

Аристотель развил эту теорию, доказывая, что, глядя на предмет, мы воспринимаем некоторое движение. Мы видим окружающий мир из-за взаимодействия двух способов: «света очей» и «лучей-образов» предметов, говорил Платон. В XIII в. в Западной Европе возник интерес к достижениям арабской науки.

Вам может быть интересно:  Теплые и холодные цвета - в чем отличие?

Переводились научные труды арабов, в частности был сделан перевод книги крупнейшего оптика Арабского Востока Ибн-ал-Хайсама (Альхазена, 965—1039 гг.) «Оптика». Ибн-ал-Хайсам утверждал, что изображение предмета образуется в хрусталике и что глаз состоит из жидких и кристаллических сред. Даже если глаз излучает свет, писал он, все равно глаз воспринимает лучи, пришедшие извне. Почему у человека болят глаза, когда он смотрит на солнце? Видимо, человеческий глаз получает что-то исходящее от предмета. Он является как бы приемником излучения, писал Ибн-ал-Хайсам.

Эта теория просуществовала вплоть до XVII в., уже после того, как ученые открыли роговицу и сетчатку глаза. В 1630 г. появилась книга X. Шейнера «Глаз — основа оптики», где были описаны опыты с препарированными бычьим и человеческим глазом. На основе этих опытов было доказано, что на сетчатке образуется перевернутое изображение.


цветоведение

Современные ученые доказали, что человеческий глаз состоит из трех цветоощущающих нервных аппаратов, состоящих из колбочек, способных возбуждаться и передавать в мозг три разновидности цветовых возбуждений — синее, зеленое и красное. Приемниками цветной информации являются колбочки сетчатки глаза, чувствительные к красным, зеленым и синим цветами. Основы этой теории были заложены еще М.В. Ломоносовым в середине XVIII в. Дальнейшие физиологические исследования, в частности Томаса Юнга в начале XIX в., подтвердили и развили ее.

Но каждый из трех центров по-разному реагирует на цвет спектра дневного света. Из сказанного выше о максимальной чувствительности глаза можно сделать вывод, что в желто-зеленом диапазоне спектра необходима меньшая интенсивность света по сравнению с фиолетовым и красным, чтобы глаз ощутил ту же яркость цветов визуально. Если взять цвет изолированно и наблюдать его, то можно сделать вывод: чем меньше примесей он имеет, чем он чище, чем ближе он к спектральным, тем он красивее. Падающий на предмет свет может влиять на цвет предмета. Некоторые минералы, относящиеся к драгоценным или полудрагоценным камням, меняют окраску. Освещенный дневными лучами света александрит зеленого цвета, а при освещении лампой накаливания — красного.

Рассматривая картины старых мастеров, пользовавшихся техникой лессировок, мы часто видим светящиеся куски живописи, особенно если приглушено окружение. Менее насыщенным, но более светлым будет цвет, если область отражения шире. И, наоборот, при узкой полосе отражения цвет кажется насыщенным, но и более темным. Поэтому живопись в холодном и теплом колорите по-разному смотрится в различном освещении.


цветоведение

Французский ученый Е. Эдельман разработал оптимальный цвет, который отражает и поглощает 100% светового потока. Работая над идеальными красками, Гюбль разработал их оптимальные характеристики, приближавшиеся к спектральным цветам. Но все же сами краски имели какую-то долю паразитного отражения. Математически же оптимальный цвет был выведен идеально. Известный физик и химик Вильгельм Оствальд много работал над получением полноцветных красок. Пытаясь получить разные цвета, он изменял соотношения светлоты и насыщенности. Но его теория о том, что полноцветный цвет можно получить добавлением черного и белого, не верна. Она подходит лишь для ахроматических цветов.

Человек все, в том числе и цвет, видит в сравнении. Влияние же одного цвета на другой приводит к различным цветовым эффектам. Если рассматривать характеристики спектральной чувствительности глаза при дневном свете и сумеречном (слабом), то максимум яркого света приходится на длину волны 556 нм, а слабого — 510 нм. Причем в первом случае у человека действует колбочковое зрение, а во втором — палочковое. Эта особенность называется «эффектом Пуркинье» в честь чехословацкого ученого Я.Э. Пуркинье, который установил данную зависимость. Темнеет красно-оранжевая область спектра и светлеет в этих же условиях зелено-синяя. Каждый может проверить этот эффект, рассматривая букет цветов при дневном (солнечном) и лунном освещении. Максимальная чувствительность глаза при дневном и сумеречном зрении изменяется более чем в 250 раз.

Если квадрат одного цвета рассматривать на фонах разных цветов, то цвет квадрата мы будем воспринимать по-разному. Изменение цветового ощущения идет к дополнительному цвету. Чем больше цветовая площадь, тем большее действие оно оказывает. Например, серый квадрат на пурпурном фоне зеленеет, на зеленом — краснеет, на желтом — синеет, а на синем — желтеет. Этот эффект называется одновременным контрастом, или индуцирующим излучением.

Положив на стол белый лист бумаги, закрываем его темно-синей драпировкой. Пристально и долго смотрим на драпировку. Отдернув ее, мы обнаруживаем, что некоторое время белый лист бумаги нам кажется желтоватым, после опыта с зеленой драпировкой лист будет красноватым и т. д. Это последовательный контраст.


цветоведение

Вернемся к цветовым ощущениям, направленным в сторону дополнительных цветов. Человеческий глаз, вызывая в памяти дополнительный цвет, как бы стремится к целостности цветового восприятия. С точки зрения биологии этот факт объясняется адаптацией нашего глаза к различным цветам. Зная, что у нас три нервных центра и чувствительность нормального зрения этих центров неодинакова, мы не должны сбрасывать фактор утомляемости. Менее утомленный нервный центр более чувствителен к раздражающему цвету. Зеленый центр быстрее адаптируется, чем красный и синий. Поэтому дополнительные цвета бывают несколько зеленее.

Иногда не видят различий между дополнительными и контрастными цветами, поскольку они близки друг другу. Например, дополнительным к ультрамарину будет зелено-желтый (лимонный) цвет, а контрастным — оранжевый; дополнительным к фиолетовому — желто-зеленый, а контрастным — чистый желтый. Проверить, дополнительный ли это цвет, можно, смешивая основной и дополнительный на палитре, — должен получиться серый цвет.

Уже давно замечено, что синие, голубые цвета выглядят по сравнению с каким-либо предметом удаленным, и наоборот, красные, оранжевые — приближенными. Например, ярко-красный квадрат будет выступать на синем фоне, а синий квадрат углубляться на ярко-красном. Цвет, способный выступать вперед, кажется всегда густым и плотным. Это еще один эффект, применяемый живописцами. Появляется еще одно понятие: теплые и холодные цвета.

Если выделять теплые спектральные цвета, то длина их волн будет 556 нм и выше, холодных же — от 556 нм в сторону уменьшения. Более просто можно представить теплые цвета по ассоциации с огнем, а холодные — со льдом. Но холодные и теплые цвета нужно рассматривать только в сравнении друг с другом. Например, стронциановая желтая в сравнении с кобальтом зеленым будет теплой, а в сравнении с кадмием оранжевым — холодной. У одного цвета могут быть теплые и холодные тона. Например, желтый цвет может быть теплым (кадмий) и холодным (стронциановая). Итак, теплые или холодные оттенки, появляясь в цвете, говорят об отклонении какого-либо цвета в направлении к другому цветовому оттенку. Физические исследования показали, что лучи волн различной длины имеют различную температуру. В красной части спектра за 10 минут термометр показывает повышение температуры на 4,5 градуса, а в синей — за 15 минут на 0,5 градуса.

Необходимо также сказать, что цвета, присущие предмету, без оттенков, которые появляются под воздействием освещения и световоздушной среды, называются локальными. Локальный цвет мы можем воспринять лишь теоретически или с помощью физических приборов. В жизни любой предмет находится в среде, подвержен различным влияниям соседних цветов и уже не является локальным. Локальный — это как бы «памятный цвет».

Работая над живописным произведением, художник всегда старается добиться гармонии цветовых отношений. Знание гармоничных сочетаний необходимо архитектуру, дизайнеру, художнику-оформителю, художнику, работающему в полиграфии и декоративно-прикладном искусстве, и т. д.


цветоведение

Гармония цвета

Слово «гармония» берет начало от греческого harmonia, которое обозначает соразмерность, созвучие, связь. Еще в эпоху Возрождения художники и архитекторы пытались найти ключ к разгадке проблемы гармонических сочетаний цветов. Леонардо да Винчи и Ньютон, Гёте и Ламберт, Мунселл и Оствальд, Ньюберг, Кандинский, Волков и многие другие разрабатывали гармонию цветовых сочетаний. «Вообще цвет в картине значит не только то, что он значит сам по себе. На картине реализовано обогащенное восприятие цвета», — писал Н.Н. Волков в книге «Цвет в живописи».

Вам может быть интересно:  Теплые и холодные цвета - в чем отличие?

Ученый-цветовед Н. Д. Ньюберг в своих работах пытался определить закономерность между цветами и их гармоническими сочетаниями. Он считал, что гармония может возникнуть только не менее чем из трех и не более чем из пяти-шести цветов. Однако очень часто можно наблюдать гармонично подобранные два цвета.

Когда мы говорим о гармонии, то, прежде всего, думаем о наиболее приятных сочетаниях красок. Любая цветовая композиция строится на основе поисков гармонии. Художники-практики работали над этой проблемой главным образом по интуиции, но пытались теоретически найти какую-нибудь связь между цветами и создать стройную систему.

Вначале в каждом цвете видели лишь две составляющие — яркость и цветовой тон. Поэтому первые схемы гармонии состояли из двух цветов. После появления третьего цветового качества — насыщенности — стали создаваться трехцветовые гармонии, а позже и четырехцветовые. В народном декоративно-прикладном искусстве, при оформлении интерьеров и внешнего вида зданий часто наблюдаются гармонические сочетания контрастных полноцветных красок или близких друг другу цветов. Это самый популярный вид гармоничных отношений.


цветоведение

Сочетанием двух цветов, где каждый цвет влияет на другой, Оствальд считал цвета, расположенные на противоположных сторонах цветового круга под углом 120 и 90 градусов (см. учебные работы на цветной вклейке). Оствальд утверждал, что насыщенные цвета должны располагаться малыми пятнами, так как большие площади приглушают и ослабляют цвет.

Сочетанием контрастных цветов можно добиться большой чистоты и звучания каждого цвета в отдельности. Ранее говорилось об отличии дополнительных и контрастных цветов. Двухцветовая гармония может быть выполнена и из дополнительных цветов.

Более спокойные отношения между двумя цветами могут получиться, если один из цветов осветлен или затенен, а другой взят чистым. Подобрать два гармоничных цвета можно по принципу ближайших цветов, например: зеленый и синий; синий и фиолетовый; фиолетовый и красный; оранжевый и красный.

Если при опытном подборе получается дисгармония цветов, то необходимо попытаться использовать приемы, описанные выше, или уменьшить площадь сомнительного цвета.

Ф. Арнхейм приводит пять типов смешения цветов, подразумевая под этим гармонию.

  • I тип «Подобие на основе субординации». При сопоставлении двух цветов по этому типу всегда остается общий для двух цвет, например: желтовато-красный и желтовато-синий, синевато-желтый и синевато-красный. Общее для двух цветовых отношений ведет к приближению цветов друг к другу, к единству, а значит — к гармонии. Получаются два совершенно различных цвета, связанных одной и той же примесью. Если же взять перевернутые отношения, то цвета будут отталкиваться друг от друга, например: красновато-желтый и синевато-красный.


цветоведение

  • II тип «Структурное противоречие на основе общего элемента». Если взять такие пары, как красновато-желтый и синевато-красный, красновато-синий и желтовато-красный, желтовато-синий и красновато-желтый, синевато-желтый и красновато-синий, синевато-красный и желтовато-синий, то для того чтобы избавиться от взаимного отталкивания и привести их к гармонии, надо ввести третий цвет: для первой пары — желтовато-синий, для второй — синевато-желтый, для третьей — красновато-синий и т. д. Вводя третий цвет, мы как бы усиливаем один из цветов пары, уравновешивая структурные противоречия.
  • III тип «Подобие на основе доминирования». Здесь один цвет имеет лишь разные оттенки, например: желтовато-красный и синевато-красный, красновато-желтый и синевато-красный, красновато-желтый и синевато-желтый и т. д. Получается, что один и тот же цвет разорван на две различные цветовые гаммы. Это приводит к взаимному отталкиванию и дисгармонии. Здесь так же, как в типе II, для создания гармонии цветов необходимо ввести третий цвет, который бы объединил их, перевесил одну из цветовых гамм. Например, в первом случае — синевато-желтый или желтовато-синий и т. д.
  • IV тип «Структурная инверсия». При подборе двух смесей какой-нибудь цвет в одной смеси берется доминирующим, а в другой он же играет подчиненную функцию, например: красновато-желтый и желтовато-красный. Получается, что два цветовых смешения принадлежат одной цветовой гамме. Возникает гармоничное сочетание, в противоположность типу II, где две цветовые смеси относятся к различным гаммам.
  • V тип «Сопоставление чистого основного цвета с ведущим цветовым тоном, который его содержит». Здесь могут быть два варианта:
  1. когда основной цвет доминирует и
  2. когда он играет подчиненную роль. По первому варианту сопоставляем: синий и красновато-синий, синий и желтовато-синий и т. д. По второму — синий и синевато-желтый, синий и синева-то-красный. И в первом, и во втором вариантах появляется одна цветовая гамма, но в первом случае один цвет чист, а во втором — с примесью. Возникает противоречие: во втором случае взаимодействуют чистые цвета, а примесь играет подчиненную роль.

Из всего сказанного видно, что, выбирая различные сочетания цветов, особенно по каким-то схемам, не всегда можно добиться гармоничного звучания. А. Матисс писал: «Лавина цветов сама по себе беспомощна. Цвет достигает полной выразительности тогда, когда он организован и его интенсивность соответствует интенсивности чувств художника».


цветоведение

Живописцы добиваются гармонии колорита, выбирая гамму цветов так, чтобы тот или иной оттенок цвета не «выскакивал» из общей цветовой гармонии, чтобы он не разбивал плоскости всей картины. Так, в портретах Веласкеса огромное количество цветовых оттенков, но они строятся на нескольких основных цветах. Все оттенки строятся на основе цветовой гаммы и у Сезанна. Однако ради выражения идеи произведения живописцы иногда вводят даже дисгармонию. Одни лишь приятно сгармонированные цветовые отношения удобно принять в интерьере, одежде, оформлении.

В применении к живописи это слишком примитивно. Если бы картина строилась по такому принципу, то на выставках и в музеях мы видели бы салонное умиротворение и покой. Благодаря продуманным цветовым отношениям на полотне художник может заставить зрителя следить за действием в нужном ему направлении.

До сих пор восприятие цвета рассматривалось главным образом с физико-химических позиций. Теперь постараемся описать реакцию человека на цвет с точки зрения психологии. Ученые давно заметили, что восприятие цвета во многом зависит от психологических факторов, в частности даже от настроения человека. Кроме того, человек может воспринимать цветовые ощущения под воздействием острых впечатлений, когда-либо ранее пережитых. Практический жизненный опыт также влияет на восприятие цвета: например, голубой напоминает человеку ассоциативно холодные лед, небо и водные просторы, желтый цвет — тепло, солнце. «Художник добивается успеха, пользуясь вольным или невольным знанием того, что зрительное восприятие картины отличается от зрительного восприятия натуры, поэтому картина, чтобы казаться похожей на натуру, должна отличаться от нее», — писал Ф.М. Ивенс в книге «Введение в теорию цвета».

Детские рисунки

Художников и педагогов всегда подкупают своей непосредственностью и чистотой детские рисунки. Особенно привлекает их цветовой строй. Ребенок всегда не задумываясь поет свою песню в рисунке. Ему не ведомы формальные приемы и теоретические выкладки. Многие художники старались разобраться в детском восприятии цвета, а некоторые даже пытались подражать детскому рисунку. Интересно, что дети до трех лет в своих рисунках чаще изображают сюжеты линиями, оставляя за пределами внимания цвет. Это связано с формированием в этом возрасте моторно-двигательных навыков.

Детей с трех до шести лет все больше и больше привлекает цвет, так как при визуальном знакомстве с окружающим миром цветовые характеристики предметов выходят на первое место. И лишь ребенок старше шести лет, приобщаясь к культуре, изучая строение предмета, вникая в произведения искусства, вновь обращается к форме, но уже обогащенной цветовыми характеристиками. В это время детей надо учить рисовать. Иначе очень скоро они начинают стесняться своих работ и перестают рисовать вовсе. Поэтому так мало детей старшего возраста занимаются изобразительным искусством.

Очень странно бывает иногда видеть на выставках детских рисунков восхищения старших беспомощными по форме, но интересными по цвету рисунками 12—15-летних ребят. Раздаются еще голоса в защиту теории спонтанного развития изобразительного творчества детей, хотя эта теория подвергалась критике педагогикой много лет назад.


цветоведение

Реакция людей на цветовое окружение

Ф. Арнхейм приводит интересные примеры опытов психолога-исследователя Формаха, который пришел к выводу, что спокойное настроение человека содействует образованию реакций на цвет, а подавленное — на форму. Человек педантичный, неэмоциональный, строго контролирующий себя, лучше воспринимает форму, и наоборот, чувствительные люди, неустойчивые, легко поддающиеся влиянию окружающих, предрасположенные к эмоциональным взрывам, неорганизованные, лучше воспринимают цвет, хотя любой человек неравнодушен к восприятию цвета и всегда реагирует на цветовые ощущения окружающего его мира.

Вам может быть интересно:  Теплые и холодные цвета - в чем отличие?

Рошах обнаружил, что синему и зеленому цвету отдают предпочтение люди, которые держат свои эмоции под строгим контролем, а красного цвета они стараются избегать.

Чистый, яркий, насыщенный цвет всегда волнует любого человека, а серо-голубоватый, мягкий приводит к задумчивости.

Шарль Фере пришел к выводу, что цвет влияет на кровообращение и мускульные сокращения: на синий цвет реакция организма меньше всего, на зеленый — немного больше, на желтый, оранжевый и красный — еще больше.

Интересные исследования Курта Гольдштейна приводит Р. Арнхейм: «Будучи врачем-невропатологом, он обнаружил, что у пациентки, которая страдала болезнью головного мозга и обладала поэтому нарушенным чувством равновесия, всякий раз, когда на нее надевали платье красного цвета, начиналось головокружение и она была близка к обморочному состоянию. Эти симптомы пропадали, когда одежда была зеленого цвета».

Большинство людей не любят желтый цвет. Мужчины больше, чем женщины, любят синий цвет.


цветоведение

Художники также отдают предпочтение какому-нибудь цвету. Например, Суриков и Нестеров писали свои картины в холодном колорите. Архипов и Репин — в теплом. Для Ван Гога всегда было интересным использовать все возможности желтого цвета, превращая его в светящиеся, излучающие свет фрагменты своих живописных полотен. Вообще Ван Гога можно считать художником, выражавшим свои чувства, переживания и замыслы при помощи цвета. Смена «голубого периода» на «розовый» у П. Пикассо соответствовала изменениям в настроении и содержании его картин. Все эти цветовые особенности отличают художника как личность. Он узнается сразу среди множества других.

Исследования Гёте

На протяжении почти 40 лет занимался теорией цвета великий поэт, ученый-естествоиспытатель и философ Иоганн Вольфганг Гёте. Теория цветности (или хроматики, как ее еще называют) была любимым научным исследованием Гёте всю вторую половину его жизни. В 1829 г. он сказал своему литературному секретарю Эккерману: «Все, что я сказал как поэт, отнюдь не наполняет меня особой гордостью. Прекрасные поэты жили одновременно со мной, еще лучше жили до меня и, конечно, будут жить после меня. Но что я в мой век являюсь единственным, кому известна правда в трудной науке о цвете, — этому я не могу не придавать особого значения, это дает мне сознание превосходства над многими».


цветоведение

Гете отвергал теорию цветности Ньютона, т. е. ее физико-математические основы. Он придавал огромное значение восприятию цвета человеком, образной стороне цветовых ощущений, т. е. психологическим основам. С точки зрения ученого-физика «наука о цвете» Гёте несостоятельна. Он, например, считал, что нельзя разложить свет на цвета спектра. Метафизической можно назвать его «науку о цвете» и с точки зрения ученого-цветоведа и искусствоведа. Но многие мысли Гёте о цвете помогали художникам решать в своем творчестве проблемы цветообразности. Поэтому, говоря о цвете, очень часто приводят гетовские положения и выводы. Интересно, например, как он понимал выразительность отдельных цветов.

Гёте отличал положительные, или активные, цвета: желтый, оранжевый, красный, — создающие активное, оживленное, сильное отношение, от отрицательных, или пассивных, цветов — синего, фиолетового, которые согласуются с безмятежным, спокойным, мягким и тоскливым настроением.

Основные цвета у Гёте — желтый и синий. Желтый цвет соответствует свету, ощущению тепла, радости и блаженства. Веселый и слегка очаровывающий, он также являлся символом благородного спокойствия. Желтому противопоставляется синий цвет. Синий, лиловый и фиолетовый цвета — цвета тени, грусти. Синий цвет — это «очаровательное нечто», пустое, холодное, выражающее противоречивое ощущение спокойствия и побуждения.

Все остальные цвета, по Гёте, находятся между этими двумя полюсами. Красный цвет — чистый, выражающий высокое благородство и серьезность. Обладающий свойством величавого спокойствия красный цвет — цвет королевской власти. Зеленый цвет дает реальное удовлетворение, позволяет глазам человека по его разуму полагаться на этот цвет. Оранжевый цвет производит невероятный шок и буквально рвется в органы зрения. Он нарушает спокойствие и приводит в ярость все живые существа. Гармонические пары, по Гёте: синий и желтый цвета, которые дают эмоциональную окраску «бледная», «обыденная»; желтый и пурпурный — эмоциональная окраска «великолепная»; фиолетовый и оранжевый — эмоциональная окраска «возвышенная».


цветоведение

Гете придавал огромное значение гармонии. Он писал: «Я знал образованных людей, которые были вне себя от ярости, когда в серый, пасмурный день им попадался кто-нибудь навстречу, одетый в алое пальто». Опровергая метафизическую теорию Гёте в целом, надо все же признать положительной ту ее часть, которая рассматривает восприятие цвета как сложный психологический процесс.

В изобразительном искусстве поворот к глубинному изучению и практическому применению цвета особенно ярко проявился у импрессионистов. Импрессионисты не хотели уменьшать насыщенность цвета, получающегося в результате активного смешения пигментов, поэтому на своих картинах они могли воспроизводить эффект колебания воздуха и делали видимыми для человеческого глаза цветовые элементы, скомбинированные в сложное цветовое смешение. Они заставляли глаз функционировать подобно фотопленке, т. е. интенсивно. Каждая цветовая точка предмета определялась как бы изолированно, словно она воспринималась через отверстие. Отбросив черные и коричневые краски, они сделали гамму своих картин более светлой. Но это и явилось недостатком их живописи. Лишенные темных тонов предметы потеряли контраст и сузили диапазон яркости. Видя лишь оттенки, импрессионисты потеряли локальный цвет предметов и их фактуру.

В дальнейшем пуантилисты довели живопись до того, что картина воспринималась как панель светящихся лампочек, которые одинаково сильны и не зависят друг от друга. Изобразительной единицей стал не объект, а мазок кисти. Но яркость в картинах пуантилистов потоками устремляется изнутри предметов. Каждая точка картины характеризуется лишь одним значением яркости и цвета.

Постимпрессионисты по-разному относились к изображению в картине предмета, но все без исключения увлекались цветом. Ван Гог через цвет пытался выразить всю свою душу и эмоции. Матисс почти отказался от оттенков и искал гармонию цветовых отношений через локальный цвет.

Сезанн вернул предмету вес и фактуру. Четкая пространственная организация полотен Сезанна строилась на изменении цветовых плоскостей. Часто он изображал наиболее выпуклые места (щека, яблоко) посредством чисто красных цветных пятен, а углубления (уголок глаза) — чисто голубым. Границы предметов у Сезанна — часто несмешанные цвета красок. Различные цветовые оттенки, гармонично подобранные с учетом изменения цвета в пространстве, придают полотнам Сезанна состояние покоя, уравновешенности.

Современный художник по-разному относится к задачам и целям своего творчества, но профессионально подготовленный живописец никогда не будет равнодушен к возможностям цвета.

Прекрасный художник и педагог А.В. Шевченко говорил: «Живопись может быть формальной — искусство никогда. Ибо искусство заключает в себе синтез, синтез человеческой мысли и средств выполнения. И чем выше качество того и другого, тем в целом выше искусство, тем объективнее оно, тем доступнее пониманию».


цветоведение

Основываясь на изложенном теоретическом материале, учащимся предлагается выполнить следующие практические упражнения (см. учебные работы на цветной вклейке):

  1. Спектральный круг, помогающий учащимся применить на практике теоретические знания.
  2. Натюрморты: теплого колорита, холодного колорита, контрастных колористических сочетаний, в противоположных по спектру цветах (по воображению).
  3. Натюрморт «под мастера». Данная практическая работа выполняется на основе глубоко изученного материала по истории искусств.
  4. Натюрморт «настроение». В натюрморте, написанном с натуры, учащиеся делают акценты цветом и тоном, передающие определенное психологическое состояние.

Также самостоятельно выполняются плоскостные геометрические композиции, цветовая гамма которых характеризует:

  1. времена года;
  2. время суток;
  3. эмоциональные состояния.

Данная работа в дальнейшем облегчит работу архитектора над колористическим решением как интерьера, так и экстерьера проектируемого здания, поможет избежать ошибок в выборе цветовых сочетаний и добиться желаемого психологического воздействия на зрителя.

Авторы: Жабинский В. И., Винтова А. В.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Уроки ИЗО
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: