Рисунок головы человека

Самым сложным и совершенным по форме и конструкции является человек. Потому в профессиональном художественном обучении так много внимания уделялось раньше и уделяется теперь изучению строения человека, особенно когда речь заходит о вопросе как рисовать голову человека.

Все материальные ценности должны создаваться для человека. С древнейших времен архитектура стояла ближе всех других видов искусств к человеку. Люди, причастные к этому виду творчества, особенно хорошо должны знать сложнейший по физическому устройству, психическим особенностям и внешнему облику организм человека.

Начальным этапом изучения для художника обычно является голова человека. Для серьезного овладения основными принципами построения реалистического рисунка всей фигуры человека и ее отдельных деталей необходимо хорошо знать пластическую анатомию. Изучение закономерностей строения внутренний структуры фигуры или головы человека вынуждает ученика отказаться от поверхностно-копировального срисовывания наружных контуров. Лишь увидев в натуре за внешними очертаниями пластику формы и основы возникновения ее на базе твердых анатомо-конструктивных знаний, можно выполнить грамотно, правдиво и выразительно рисунок головы человека.

В связи с этим очень важно в первую очередь установить для себя пропорции двух основных частей головы: крупного по объему мозгового раздела и сравнительно небольшого лицевого. На рисунке 1 указаны членение этих разделов и названия мелких костей. Функциональное назначение каждой детали черепа взаимосвязано с их формообразованием и конструктивными особенностями.


рисунок черепа

Строение черепа. Пластическая анатомия для художника

Рис.1. Строение черепа. Пластическая анатомия для художника

1 — лобная кость;
1а — лобные бугры;
1б — надбровные дуги;
1в — надпереносье;
1г — височная линия;
2 — теменные кости;
2а — теменные бугры;
3 — затылочная кость;
4 — височная кость;
4а — сосцевидный отросток;
4б — скуловая дуга;
4в — наружное слуховое отверстие;
5 — скуловая кость;
6 — верхнечелюстная кость;
7 — носовые кости;
8 — нижнечелюстная кость;
8а — подбородочное возвышение;
8б — угол нижней челюсти;
8в — суставной отросток;
8г — венечный отросток;
9 — глазничные впадины;
10 — грушевидное отверстие.

Для выработки профессиональных навыков реалистического изображения головы человека особое внимание необходимо уделить изучению основных анатомических пунктов и опорных точек (Рис.2,3).

При сравнительном анализе формы головы человека и черепа можно заметить, что пластическая характеристика головы (выступы, углубления, изгибы и др.) не всегда совпадает с шовными черепными сочленениями. Мышцы головы часто скрыты жировыми слоями. В силу уникальности характеристики каждого человека общая пластическая форма головы определяется индивидуальными расположениями основных костных выступов, опорных точек и анатомических пунктов. Выявляя расхождения анатомических основ конкретной головы и канонической, рисующий добивается неповторимости и индивидуальности характеристик формы в рисунке, т. е., как часто говорят, — сходства. Из 20 основных костных выступов на голове человека только семь приходится на лицевую часть. Кроме костных выступов на рельеф головы оказывают влияние жесткие грани носовых хрящей, височные, жевательные, мимические и другие мышцы (Рис.2).

Вам может быть интересно:  Выполнение рисунков многогранников и тел вращения


рисунок головы человека

Мышцы головы и шеи. Пластическая анатомия для художника

Рис.2. Мышцы головы и шеи

1 — височные мышцы;
2 — жевательные мышцы;
3 — лобные мышцы;
4 — круговые мышцы глаз;
5 — мышцы — сморщиватель бровей;
6 — круговая мышца рта;
7 — скуловые мышцы;
8 — носовые мышцы;
9 — квадратная мышца верхней губы;
10 — мышца смеха;
11 — щечная мышца;
12 — треугольная мышца рта;
13 — квадратная мышца нижней губы;
14 — подбородочная мышца;
15 — грудинно-ключично-сосцевидная мышца;
16 — трапециевидная мышца;
17 — двубрюшная мышца;
18 — щитовидный хрящ;
19 — яремная ямка.


рисунок головы человека

Рисунок головы человека. Пластическая анатомия для художника

Рис.3. Рисунок головы человека

Глаз:
1 — глазное яблоко;
2 — слезник;
3 — радужная оболочка;
4 — нижнее веко;
5 — верхнее веко;
6 — наружный угол;
7 — зрачок.
Ухо:
1 — завиток;
2 — противозавиток;
3 — козелок;
4 — противокозелок;
5 — раковина;
6 — мочка.
Губы:
1 — желобок верхней губы;
2 — бугорок верхней губы;
3 — угол рта.
Нос:
1 — носовые кости;
2 — хрящевая перегородка носа;
3 — боковые хрящи.

Поверхности лба, темени и затылка определяют костные основы, потому что мозговая часть покрыта плоскими тонкими мышцами. Пластическая форма лицевой части значительно сложнее (табл. 1).

Группа мышц Название Прикрепление Действие
начало конец
1 2 3 4 5
Мимические 1. Лобные мышцы (парные) Кожный покров бровей (с изнанки) Сращены с черепным апоневрозом Поднимают брови
2. Пирамидальный мускул Носовая часть Внутренний конец брови Сближает внутренние концы бровей
3. Мускул, сморщивающий брови (парный) Надпереносье Середина брови Тянет внутренний конец брови внутрь и вверх
4. Круговая мышца глаза (парная):
а) вековая часть
б) глазничная часть
Внутренний угол глазницы от лобной кости. Широким кольцом окружает глазницу, лежит на ее костных краях и переходит на веки Сближает края век, закрывая глаз (прищуривание, зажмуривание), двигает брови (выпрямляет, слегка опускает)
5. Большая скуловая Скуловая кость Угол рта Двигает углами рта (при смехе)
6. Квадратная мышца верхней губы Край глазницы Верхняя губа, наружные пучки, крыло носа, внутренние пучки Поднимает середину верхней губы, изгибает носогубную складку, расширяет ноздри
7. Мышца, опускающая перегородку носа (парная) Ячеечный отросток верхней челюсти под средним резцом Перегородка носа Оттягивает вниз перегородку носа, суживает ноздрю, опускает середину верхней губы
8. Носовая мышца (парная) Общее плоское сухожилие (седло) на спинке носа Вплетается в кожу боковой поверхности носа и ближайшей части щеки Сморщивает нос, поднимает крыло носа, растягивает ноздри
9. Круговая мышца рта Залегает вокруг рта Суживает, сжимает рот
10. Треугольная мышца рта (парная) Боковая поверхность нижней челюсти Вплетается в угол рта Опускает угол рта и носогубную складку
11. Квадратная мышца нижней губы Передняя часть тела нижней челюсти Нижняя губа Выворачивает и растягивает нижнюю губу
12. Подбородочная мышца (парная) Нижняя челюсть у основания передних зубов Вплетается в кожу подбородка Двигает кожу подбородка
13. Щечная, или ланитная, мышца (парная) Снизу и сверху прикрепляется к челюстям Спереди сплетается в круговую мышцу рта Прижимает и надувает щеки, тянет угол рта
Жевательные 1. Собственно жевательная мышца (парная) Скуловая дуга Угол нижней челюсти Поднимает нижнюю челюсть и прижимает ее к верхней
2. Височная мышца (парная) Височная впадина Венечный отросток нижней челюсти Поднимает нижнюю челюсть
3. Крыловидные мышцы Лежат в глубине Движение нижней челюсти вперед, назад и в стороны
4. Двубрюшная мышца: Располагается в области шеи Опускает нижнечелюстную кость
переднее брюшко Нижнечелюстная кость Подъязычная кость
заднее брюшко Сосцевидный отросток височной кости Подъязычная кость
Вам может быть интересно:  Как нарисовать карандашом лилию

Примечание. При физических усилиях и при душевных переживаниях, требующих волевого напряжения, челюсти невольно стискиваются — мышца, напрягаясь, становится рельефной. Если человек разгневан, угрожает, готов к решительным действиям, челюсти крепко сжаты — это происходит за счет напряжения жевательных мышц, т.е. жевательные мышцы можно считать также мимическими. Определенное выражение лица очень редко возникает в результате действия какой-нибудь одной мышцы.

Большое значение в рисунке головы придается правильному изображению шеи, являющейся соединительным звеном между туловищем и головой. Внешнюю пластическую форму шеи образуют следующие мышцы.

Заднюю поверхность — капюшонная мышца с треугольной мышцей головы и шеи.

Переднюю поверхность — грудино-ключично-сосцевидная мышца, начало которой прикрепляется к рукоятке грудины (грудинная головка) и ключице (ключичная головка), затем ключичная и грудинная головки сплетаются и образуют мощный мышечный тяж, который прикрепляется к сосцевидному отростку височной кости и затылочной. Нижнюю границу перед — сбоку на рельеф шеи влияют лестничные мышцы, которые расположены позади грудино-ключично-сосцевидной, начинаясь от поперечных отростков верхних шейных позвонков и заканчиваясь у первого и второго ребра. Хорошо видна и надключичная ямка.

Рядом с четко выделяющейся спереди гортанью можно увидеть грудино-подъязычную и лопаточно-подъязычную мышцы. Рисуя голову в ракурсе снизу, необходимо хорошо представить дно ротовой полости. На внешнюю пластическую форму дна ротовой полости влияют двубрюшная и челюстно-подъязычная мышцы, а также подъязычная кость.

Знание пластической анатомии, конечно, оказывает существенную помощь при овладении рисунком головы человека, но оно не может заменить практической работы непосредственно с натуры.

Изучив анатомическое строение черепа, учащиеся переходят к рисунку частей головы.

Приступая к рисунку анатомической головы, необходимо определить ее наклон и пропорции общей массы. Затем определить поворот головы, сравнить пропорциональные соотношения лицевой части с общей массой, выяснить перспективные изменения и определить направление света. Этот предварительный анализ необходим, чтобы начать длительную работу и вести ее осмысленно, чтобы каждый этап сообщал листу бумаги исчерпывающую информацию о натуре. Излагая основные этапы работы над рисунком анатомической головы, остановимся лишь на основных задачах, не претендуя на полноту изложения. Тем более что каждый ученик в силу своих индивидуальных особенностей и степени подготовленности вправе сам выбирать удобный для себя путь работы над рисунком.

Прежде чем сделать первые линии на бумаге, необходимо рассмотреть гипсовую голову со всех сторон, чтобы правильно понять общий характер формы головы и ее положение в пространстве. На композицию рисунка в плоскости листа влияет наклон головы и даже освещение. Ученик должен научиться красиво заполнять всю изобразительную плоскость, чтобы изображение смотрелось монументально.


Как рисовать голову человека (гипсовой анатомической головы)? Первый этап

Скомпонуйте изображение на листе. Зная, что лицевая часть имеет множество мелких деталей, необходимо перед ней создать большее поле фона. Изображение головы несколько сдвигается вверх, так как нижняя часть листа должна иметь большую тяжесть. Намечая общие пропорции, надо обратить внимание на соотношение общей ширины к общей высоте головы, выяснить, в какой по пропорциям прямоугольник вписывается гипсовая голова.

Определив наклон, поворот и пластическую характеристику общего объема, наметьте общие габариты изображения и очертания общей массы головы.

Вам может быть интересно:  Рисунок колонны, капители

рисунок головы человека

Рисунок головы человека (гипсовой анатомической головы). Второй этап

Учитывая перспективные сокращения, обобщение, наметьте среднее профильное сечение. Обозначьте линию, проходящую через середину разреза глаз. Эта линия разделит голову на две равные части по вертикали. Главная задача на этом этапе — правильно определить перспективные сокращения и выразить их при начертании этих линий. Это поможет в дальнейшей работе. Нужно будет каждый раз проверять себя, опираясь на ранее заданные в рисунке направления.

Часто, намечая профильное сечение, рисовальщик сталкивается с проблемой определения наклона. Наклон головы следует находить на основе воображаемой линии, соединяющей переносицу с серединой подбородка, и вертикали. Большое значение имеет и определение лицевого угла. Намечая две обобщенные линии сечений, так называемую крестовину, рисующий должен твердо установить линию своего горизонта.

рисунок головы человека

Рисунок головы человека (гипсовой анатомической головы). Третий этап

Опираясь на анатомические пункты, выделите общие пропорции лицевой части. Анатомическими пунктами должны являться прежде всего височные линии, выступы скуловых костей и углы нижней челюсти. Определять пропорции лицевой части необходимо методом сравнения ее с общей формой.

рисунок головы человека

Рисунок головы человека (гипсовой анатомической головы). Четвертый этап

Изучите профиль головы и строго наметьте профильное продольное сечение. Начинать рисование сечения надо от средней точки переносья. Двигаясь вверх к затылку, вниз к подбородку и яремной впадине, обозревайте голову целиком. Намечая профильное сечение, следует проверять соразмерность отдельных мелких частей головы и правильно определять выступающие точки, сравнивая их между собой по вертикалям.

рисунок головы человека

Рисунок головы человека (гипсовой анатомической головы). Пятый этап

Наметьте ширину крупных форм каждой части головы, строя от профильного сечения и учитывая перспективные сокращения и парность форм. Выполните объемно-конструктивное построение формы головы.

рисунок головы человека

Рисунок головы человека (гипсовой анатомической головы). Шестой этап

Прорисуйте мелкие детали, проверяя построение с помощью сечений. Проследите повороты формы, передавая сложную пластическую основу головы человека, закончите линейно-конструктивный рисунок.

Вспоминая каноны, пришедшие к нам из глубины веков, и сравнивая их с тем, что есть в натуре, учащие более точно определяют характер формы и пропорции конкретной головы. В скульптурных изображениях голов, выполненных древними скульпторами, можно проследить некоторые общие закономерности.

Лицевую часть головы можно разделить на три равные части. Линия, ограничивающая верхнюю треть средней части, проходит на уровне глаза. Высота уха равна высоте средней трети лица. Начинать построение необходимо, основываясь на знаниях об особенностях конструктивного строения пластической формы головы, полученных во время работы над рисунком обрубовки.

рисунок головы человека

Рисунок головы человека (гипсовой анатомической головы). Седьмой этап

Учитывая направление света, легким тоном наметьте основной объем головы и основные детали. Строго проследите в рисунке светоразделы. Покажите освещенность.

рисунок головы человека

Рисунок головы человека (гипсовой анатомической головы). Восьмой этап

Введите полутона, перейдя к более подробному выявлению формы, сберегая при этом конструктивную, пропорциональную и перспективную основу построения. Проведите анализ формы по тональным градациям, подчинив их тональному масштабу. Подчините все элементы светотени их отношениям, добиваясь цельности рисунка.

рисунок головы человека

Рисунок головы человека (гипсовой анатомической головы). Девятый этап

Определите более точные светотеневые градации, накапливая детали и подчиняя их общей форме. Учитывая тон, одновременно уточняйте конструктивную основу пластической формы. Обобщите и завершите рисунок анатомической головы.

рисунок головы человека
Аналогично рисунку гипсовой анатомической головы ведется рисунок любой другой натуры.


Рисунок гипсовой головы Дорифора

рисунок гипсовой головы дорифора

рисунок гипсовой головы дорифора

рисунок гипсовой головы дорифора

рисунок гипсовой головы дорифора

рисунок гипсовой головы дорифора

рисунок гипсовой головы дорифора

Авторы: Жабинский В. И., Винтова А. В.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Уроки ИЗО
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: