Уроки труда во 2 классе. Основные знания, умения и навыки учащихся

уроки труда во 2 классе

Экспериментирование на уроках трудового обучения

Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность.

Л. С. Выготский

С самого рождения ребенок стремится к самостоятельному познанию окружающего мира. Он хочет понять как сущность отдельных предметов и явлений, так и их взаимосвязь в целом. Это неукротимое стремление детей прояснить неясное, уточнить неопределенное является важнейшим стимулом их активности.

Сегодня с уверенностью можно сказать, что преобразования, происходящие в жизни современного общества, выдвигают новые требования к человеку. “Человек знающий” уступает свое место “человеку эффективному”, основными качествами которого являются высокий интеллект, способность творчески подходить к решению возникающих проблем, умение находить и анализировать необходимую информацию, способность осуществлять совместную коллективную деятельность и т. д. Все эти качества развиваются и оказываются задействованными в процессе осуществления ребенком самостоятельной исследовательской деятельности.

Развивающий эффект такого типа обучения, в ходе которого ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их в процессе самостоятельного творческого поиска, очень велик. Ребенок — природный исследователь окружающего мира. Освоение окружающей действительности происходит через опыт его личных ощущений, действий и переживаний.

“Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать”, — гласит народная мудрость. Уроки трудового обучения, на которых дети знакомятся со свойствами различных материалов, технологиями выращивания растений, животных, должны основываться на экспериментальной работе, позволяющей младшим школьникам анализировать процесс исследования, выдвигая гипотезы и делая открытия.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

Правильно организованное экспериментирование на уроке даст возможность не только усвоить информацию, но и проверить ее на практике, проанализировать, сравнить и сделать выводы. Такие знания прочно лягут в основу детского творчества, рождая в дальнейшем оригинальные идеи.

Вам может быть интересно:  Итоговый урок труда во 2 классе. Коллективный портрет. Коллаж

В зависимости от поставленных целей и задач экспериментирование на уроках трудового обучения может быть:

  • кратковременным, занимая на уроке 5-15 минут;
  • долговременным, на протяжении всего урока (урок-опыт, урок-исследование);
  • многократным, т. е. с неоднократным возвращением к определенной теме.

По количеству участвующих в экспериментировании детей:

  • индивидуальным;
  • групповым (5-10 человек);
  • коллективным.

По обстоятельствам проведения:

  • запланированным;
  • случайным;
  • вызванным вопросом ребенка.

По способу получения знаний:

  • констатирующим (подтверждающим);
  • сравнительным;
  • обобщающим.

По месту проведения:

  • в учебном кабинете;
  • на пришкольном участке;
  • на природном или ином объекте.

По количеству наблюдений за одним и тем же объектом:

  • однократным;
  • многократным, или циклическим.

По характеру познавательной деятельности детей:

  • иллюстративным (дети обладают знаниями по теме, и эксперимент только подтверждает известные факты);
  • поисковым (дети не знают заранее, каков будет результат эксперимента);
  • посвященным решению экспериментальных задач.

Полноценная экспериментальная работа на уроках труда может содержать следующие этапы:

  1. Постановка проблемы.
  2. Определение задачи (цели).
  3. Продумывание методов ведения эксперимента, подбор оборудования, планирование этапов деятельности.
  4. Выслушивание инструкций и замечаний.
  5. Прогнозирование результатов эксперимента детьми.
  6. Непосредственное выполнение работы с соблюдением техники безопасности.
  7. Наблюдение результатов деятельности.
  8. Фиксирование получаемых результатов.
  9. Анализ полученных результатов.
  10. Словесный отчет об увиденном.
  11. Выводы по итогам эксперимента.
  12. Сравнение полученных результатов с предполагаемыми.
  13. Применение на практике.

Проведение экспериментов на учебных занятиях имеет свои особенности:

  • свободная регламентация продолжительности опыта. Время его проведения зависит от увлеченности учеников и результативности исследования;
  • нестрогое следование заранее намеченному плану. Если возникают непредвиденные варианты исследования, которые интересны детям и далеко не уводят от изучаемой темы, стоит обратить на них внимание;
  • отказ от требования полной тишины при выполнении самостоятельной экспериментальной работы. Если дети будут общаться друг с другом, размышлять вслух, советоваться и сообща принимать решения, результативность такой работы только повысится;
  • соблюдение правил техники безопасности детьми и учителем. Использование в проведении опытов опасных для здоровья ребенка веществ и инструментов, приспособлений исключается. В этом случае опыт может демонстрироваться только учителем;
  • нацеливание учеников на самостоятельные “открытия”, ведущие к анализу результатов и формулированию выводов. Создание ситуации успеха стимулирует детей и активизирует их познавательную деятельность.

Итогом урока является констатация полученных детьми результатов и определение важности их исследований для дальнейшей работы. Не следует подменять анализ результата эксперимента анализом поведения детей и их отношения к работе.

Для младших школьников доступны три типа экспериментальных задач:

Как доказать, что…

  • Пример: Как доказать, что этот вид ткани более теплоемкий, чем предыдущий?
Вам может быть интересно:  Экскурсия на пришкольный участок. Урок труда во 2 классе

Сколькими способами можно осуществить это действие?

  • Пример: Сколькими способами можно пришить пуговицу?

Предположите, что получится, если…

  • Пример: Предположите, что получится, если бумагу долго держать в воде.

Систематическое использование метода исследований на уроках труда дает ученикам возможность:

  • легко дифференцировать известное и неизвестное;
  • самостоятельно формулировать задачу эксперимента;
  • продумывать методику проведения простых опытов;
  • строить простейшие гипотезы;
  • планировать работу и распределять обязанности в группе;
  • владеть многими графическими и практическими способами фиксирования результатов наблюдений;
  • анализировать результат и делать заключения о свойствах предметов и явлений;
  • формулировать вывод.

Общение учителя и ученика — процесс творческий, способствующий их взаимному обогащению. Для ребенка это освоение новых форм взаимодействия, познания окружающей действительности, а для взрослого — новая ступень в познании Его величества ребенка.

Основные знания, умения и навыки учащихся второго года обучения на уроках труда

Учащиеся должны уметь Учащиеся должны знать
Общая технология
Определять конструкционные материалы, инструменты, приспособления, используемые при работе в данном классе. Приемы и правила работы с бумагой, тканью, природными, нетрадиционными материалами.
Изготовление изделий из бумаги и картона
Читать простейшие технические рисунки изделий и эскизы разверток; определять размеры изделий по образцу; изготавливать изделия из полосок бумаги, на основе симметричного вырезания, путем соединения простых объемных форм (в технике бумажной пластики); экономно производить простейшую разметку бумаги, разрезать бумагу ножницами, сгибать, склеивать, сшивать нитками; декорировать изделия аппликацией; организовывать, содержать рабочее место и пользоваться инструментами в соответствии с правилами техники безопасности. Разные виды бумаги (тетрадная, рисовальная, писчая, газетная, цветная), ее применение, основные свойства бумаги (толщина, прочность, цвет, отношение к влаге, качество на ощупь — шероховатость, гладкость); технологию обработки плотной бумаги, тонкого картона; условные обозначения линий сгиба, резания, склеивания бумаги; названия и назначение инструментов и приспособлений для работы с бумагой и картоном (линейка, кисточка для клея, угольник, ножницы, подкладная доска, пресс); правила техники безопасности.
Изготовление изделий из ткани
Моделировать и конструировать изделия из ткани с прямыми срезами; кроить ткань по выкройке прямоугольной формы; обрабатывать края ткани бахромой; создавать узоры вышивки швом “вперед иголку”. Виды ткани: хлопчатобумажная, льняная; применение ткани; названия и правила работы с приспособлениями и инструментами для шитья и вышивания; технологию раскроя ткани по выкройке прямоугольной формы; разновидности шва “вперед иголку”.
Изготовление изделий из природных материалов
Подбирать необходимый природный материал; изготавливать изделие по рисунку, по представлению и по собственному замыслу. Свойства материалов (форма, цвет, размеры), вариативность их использования; основные технологические операции; используемые инструменты и приспособления.
Изготовление изделии из нетрадиционных материалов
Моделировать и конструировать объемные изделия с использованием нетрадиционных материалов; использовать инструменты и приспособления, необходимые для работы с нетрадиционными материалами. Названия используемых нетрадиционных материалов; иметь представление о форме в области конструирования.
Технология ремесел
Составлять декоративные композиции; составлять узор, орнамент с использованием ритмической организации изображения; использовать способы соединения трубчатых деталей (соломоплетение) с другими материалами; складывать бумагу и вырезать чередующиеся и повторяющиеся геометрические, растительные элементы; пользоваться инструментами и приспособлениями, соблюдая правила безопасной работы ими. Свойства различных материалов и способы соединения деталей; знать и различать виды декоративно-прикладного искусства.
Технология растениеводства и животноводства
Определять некоторые виды комнатных растений по их внешним признакам; ухаживать за комнатными растениями (полив, рыхление почвы, удаление пыли с листьев, подготовка к зиме, весне, заготовка черенков и уход за ними); осуществлять элементарный уход за сельскохозяйственными и декоративными растениями (сеять, поливать, подкармливать, пропалывать, заготавливать семена); собирать семена, распознавать семена и всходы бобовых растений; отбирать семена, замачивать и проращивать их; ухаживать за птицами в клетке. Элементарные агротехнические сведения о растениях; правила сбора и сохранения семян однолетних и многолетних декоративных растений; правила ухода за комнатными растениями; виды размножения комнатных растений; требования к посадочному материалу и условия укоренения черенков; правила поведения во время проведения экскурсий на учебно-опытном участке, в подсобном хозяйстве; правила подготовки к посеву и особенности выращивания бобовых растений; особенности обработки почвы для бобовых растений; названия и назначение сельскохозяйственного инвентаря; правила содержания птиц в клетке, уход, кормление; виды кормов для птиц, живущих в клетках.
Технология хозяйствования
Подготовить рабочее место, соблюдать на нем порядок во время работы; пользоваться инструментами и приспособлениями, соблюдая правила безопасной работы ими; выбирать способы наиболее рационального использования материалов; осуществлять влажную уборку своей комнаты, вытирать пыль с мебели, чистить одежду, обувь; сервировать стол к чаю, убирать со стола; чистить, стирать хозяйственным мылом мелкие детали одежды. Виды уборки; виды мебели, обуви, одежды, правила ухода за ними; технику безопасного труда; правила поведения за столом, приема гостей.
Вам может быть интересно:  Кактус из бумаги и картона. Урок труда во 2 классе

Литература

  1. Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: пособие для работников дошкольных учреждений. – М., 2003.
  2. Савенков, А. И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. — М., 2003.
  3. 1 сентября // Дошкольное образование. — 2004. — № 7.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Уроки ИЗО
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: