Изображение животных семейства кошачьих. Урок ИЗО в 5 классе- Уроки ИЗО

Изображение животных семейства кошачьих. Урок ИЗО в 5 классе

Тема: «Изображение животных семейства кошачьих». Комбинированный урок для 5 класса.

Вид занятия: Восприятие искусства. Форма, пропорции, конструкция (рисунок животного с натуры и по представлению).

Цель: Познакомить школьников с анималистическим жанром в искусстве, художники анималисты; воспитывать любовь и бережное отношение к братьям нашим меньшим.

Задачи:

  • Совершенствование умения учащихся рисовать животных, углубление знаний о размере, анатомическом строении, цветовой окраске, пространственном положении;
  • Развитие умения согласовывать детали в большой форме и обобщать силуэты животных;
  • Обучать характерным особенностям и пропорциям объектов: общее и индивидуальное в строении тела животных (особенно родственных);
  • Расширение представлений: герои-животные в литературе, устном народном творчестве (приметы, загадки, мифология);
  • Развивать владения графическими материалами и средствами художественной выразительности;
  • Воспитание аккуратности в выполнении работы, сознательного отношения учащихся к процессу рисования, стремление довести работу до конца.

Оборудование для учителя: книги с иллюстрациями, фотографии, открытки, методическое пособие «Последовательность выполнения рисунка животного семейства кошачьих».

Литературный ряд: загадки для детей.

Оборудование для учащихся: карандаши простые, цветные, акварель, гелевые ручки, гуашь, маркеры, бумага для рисования.

Ход урока

1) Организационная часть урока. Подготовка учащихся к активной учебно-познавательной деятельности. Сообщение целей урока.

2) Изучение нового материала. Вводная беседа.

А) Урок начинается с чтения загадок о кошках и их «родственниках» из мира животных.

Мордочка усатая.
Шубка полосатая,
Часто умывается,
А с водой не знается. (Кошка)

У порога плачет,
Коготки прячет,
Тихо в комнату войдет,
Замурлычет, запоет. (Кошка)

Когда он в клетке, то приятен,
На шкурке много черных пятен.
Он хищный зверь, хотя немножко,
Как лев и тигр, похож на кошку. (Леопард)

Глазищи, усищи, хвостище,
А моется всех чище. (Кошка)

Уж очень вид у них чудной:
У папы – локоны волной,
А мама ходит стрижено.
За что она обижена?
Недаром часто злиться
На всех мамаша… (Львица)

Острые ушки,
На лапках подушки.
Усы, как щетки,
Дугою спина.
Днем спит,
На солнышке лежит.
Ночью бродит,
На охоту ходит. (Кот)

Мягкие лапки,
А в лапках – ЦАП-царапки. (Кошка)

Б) Анализ зрительного ряда. Беседа об анималистическом жанре.

Изображение животных — тема в искусстве едва ли не самая древняя. Еще первобытные люди изображали на скалах, стенах пещер бизонов, коней, сцены охоты. Художники всех времен рисовали, лепили, писали красками животных — братьев наших меньших, которые так же, как и мы, живут на планете Земля. Так родился анималистический жанр в изобразительном искусстве. Этот жанр есть в живописи, и в графике, и в скульптуре. Анималисты рисуют картины, лепят скульптуры о жизни животных, птиц, насекомых, иллюстрируют книги о природе. Они хорошо знают повадки, образ жизни и внешний вид животных, которых изображают.

Давайте рассмотрим фотографии и репродукции картин (обсуждение просмотренных репродукций).

Напомнить о привязанности домашних животных и птиц к человеку — хозяину, другу, о трудностях жизни диких и бездомных животных, о сохранении мира природы на земле, об ответственности человека за экологическое благополучие планеты.

Вопросы учащимся:

  • Какие книги, фильмы о животных вы смотрели, читали?
  • У кого из вас есть домашняя кошка или кот?
  • Где можно увидеть диких животных, если живешь в городе? (В цирке, зоопарке)
  • Кто из вас видел живых диких родственников кошки? Каких?
  • Что общего у животных и птиц? (Есть голова, туловище, конечности, шея, тело покрыто шерстью или перьями «одето»)
  • Как передвигаются кошки? Где живут, чем питаются?
  • А знаете ли вы, что такое «Красная книга природы»?
  • Какое животное семейства кошачьих занесено в «Красную книгу»? (Рысь)

В) Рассказ учителя о кошках.

Сегодня мы будем рисовать животных семейства кошачьих. Что же мы знаем о кошке?

Человек приручил кошку значительно позднее других домашних животных: собаки, лошади, овцы. Она навсегда стала его спутницей, сохранив, однако, характерные особенности поведения своих диких предков. Быстро и крепко привязывается она к владельцу, не теряя при этом независимого характера.

Увлекательна и поучительна история взаимоотношений человека и кошки. На языке санскрит слово «кошка» известно задолго до начала нашего летоисчисления. Изображение этого зверька можно найти на фресках и барельефах Древнего Египта. Там уже в III тысячелетии до н.э. прирученные кошки жили в домах, охраняя от грызунов амбары с зерном.

Их почитали, считая «священными» животными, за их убийство нередко наказывали смертью. Богиня Баст в древнеегипетской мифологии — олицетворяла радость и веселье, ее изображали в виде кошки или женщины с кошачьей головой. При пожаре египтяне в первую очередь выносили из огня кошку, а в случае ее гибели все члены семьи в знак траура сбривали себе брови.

Шли века, и маленькие пушистые спутники человека распространились по Африке и Азии, попали в Европу.

В средневековой Европе кошек нередко преследовали как «ведьмино отродье», главным образом из-за их таинственного ночного образа жизни. Этих полезных для человека животных безжалостно сжигали на кострах инквизиции (иногда вместе с владельцами). За уничтожение кошек европейцы поплатились вспышками чумы и других болезней, вызванных беспрепятственно размножившимися крысами.

На Руси домашних кошек стали разводить в VII в. Они жили при церквях и монастырях, в царских палатах и деревенских избах. Их считали очень полезными животными и высоко ценили. Штраф за кражу кошки был таким же высоким, как за угон вола. О популярности кошки свидетельствуют русские народные сказки, песни, приметы и произведения прикладного искусства.

Вопрос учащимся:

— Ребята как вы думаете, почему у наших предков существовала примета, которая и к нам по «наследству» перешла — запускать первой в дом кошку?

Кошкам отводилось почётное место хранительницы домашнего очага. Согласно народным поверьям, кошка чувствует всевозможные перемены — как к хорошему, так и к худому. Говорят, что, наблюдая за поведением кошки, можно предсказать погоду, приход гостей, надвигающуюся болезнь или несчастье. Наверно недаром кошек всегда связывали со сверхъестественным, а кошачьи глаза называли «окнами в иной мир». У славян с этим любимым зверем связано очень много разных примет, которые во многом переплетаются с приметами других народов.

В славянских странах и регионах нашей страны существуют разные трактовки этой народной приметы:

  • Её «на счастье» первой запускали в новый дом.
  • Кошка или петух считались в народе “двойником” хозяина. Так издревле при поселении в новый дом сначала впускали двойников хозяев. Если двойник благополучно ночевал, то можно было вселяться. Если умирал, то требовались особые обряды освящения дома. Петух персонифицировал стихию огня и был оберегом от нечистой силы.
  • Египтяне верили, что у нее 9 жизней, так что одной не жалко… Хотя это славянское поверье, что, кто первым перешагнет порог нового дома, тот первым и умрет. А у кошки и так жизнь короткая считали наши предки.
  • Народная примета говорит, что в доме или квартире уже находятся духи, отличные от человека, и договориться с ними может только кошка. Природный дух, который впоследствии станет хранителем дома, домовым, больше других привязывается к первому вошедшему и любит (или ненавидит) его сильнее прочих. Поэтому наши предки и пускали первой кошку. Кроме того, приносили краюху хлеба с солью и оставляли в доме, говоря при этом: “Батюшка домовой, прими нас домой, защити и сохрани… (перечислялись имена домочадцев)”.

Существует еще одна славянская примета.

Недалека беда, если черная кошка перебежит дорогу. Особенно плохо, если кошка бежит “за пазуху”, т.е. по направлению к застежке на одежде. Несчастье можно предотвратить, если трижды сплюнуть через левое плечо и продолжить путь, сложив кукиш в кармане или держась за пуговицу, но лучше остановиться и подождать, пока пройдет кто-нибудь другой.

Г) Учитель поясняет пособие «Последовательность выполнения рисунка животного семейства кошачьих». Анализ форм частей тела животного.

Во время рассказа учитель указывает на соответствующие части тела животных, а также рисует очертания кошки на доске.

  • Сейчас на нашей планете живет более 400 миллионов домашних кошек.
    За несколько тысячелетий одомашнивания внешний облик нашей мурки почти не изменился. Пушистая мягкая шерстка, быстрые энергичные движения, выразительные глаза, сила и темперамент, сочетающиеся с пластичностью… Строение ее тела идеально приспособлено к тому образу жизни, который она ведет. Максимальную подвижность маленькому хищнику, элегантность кошачьих движений обеспечивает позвоночник, который легко сгибается и растягивается. Этим объясняется виртуозная способность кошки переворачиваться в воздухе вокруг собственной оси. Самые сильные из пятисот кошачьих мышц расположены на задних ногах, плечах и в области шеи. Это позволяет мурке прыгать в высоту до 3 метров, а в длину на расстояние, в 15 раз превышающее длину ее тела.
  • Туловище всех кошачьих имеет вытянутую овальную форму, округлая голова, длинный пушистый хвост. Даже издали мы узнаем сидящую кошку по ее силуэту. Можно представить, что голова кошки похожа на круг, а туловище на треугольник. В других позах этого животного можно также найти подобие геометрическим фигурам. Форма объекта передает его характерные особенности, делает его узнаваемым.
  • Звери семейства кошачьих скачут, отталкиваясь задними лапами. При этом линия спины, как волна, изгибается от головы к лопаткам, к крестцу и далее к кончику хвоста. В момент взлета тело кошки растягивается, а приземляясь сжимается настолько, что задние лапы оказываются перед передними.
  • На схематических рисунках вы видите, какие простейшие геометрические формы помогут вам справиться с рисунком животного семейства кошачьих.

3) Практическая работа.

Работу будем проводить по группам. Представитель от каждой группы тянет жребий с темой рисунка.

Темы:

  1. «Кошка — домашнее животное»
  2. «Представитель семейства кошачьих.»
  3. «Иллюстрация к книге Р.Киплинга «Маугли».
  4. «Невиданный зверь».

Первая группа. Рисует домашнюю кошку. Рисунок должен быть сюжетным, т.е. придумать композицию, в которой кошка — главное действующее лицо. Работать можно в любой технике.

Вторая группа. Рисует дикого представителя семейства кошачьих. Рисунок сюжетный, выбор техники исполнения любой.

Третья группа. Художники — иллюстраторы. Рисуют иллюстрации к произведению Р. Киплинга «Маугли».

Четвертая группа. Представьте, что мы отправились в космическое путешествие с заданием привезти на землю фотографии животных различных планет. На нашем пути встречалось много интересных планет, которые населяли удивительные жители. Однако не успели мы сделать снимки, как фотокамера вышла из строя. Пришлось взять в руки фломастеры, маркеры, карандаши и рисовать их.

Работа учителя:

  • следить за последовательностью ведения работы;
  • воспитывать аккуратность при выполнении рисунка;
  • индивидуальная помощь учащимся в решении возникающих вопросов.

4) Подведение итогов урока, анализ и оценка результатов художественно-творческой деятельности.

Экспресс — просмотр рисунков, анализ удачных работ. Анализ проводится в соответствии с требованиями к работе:

  • анатомически верный рисунок;
  • соблюдаются пропорции, достаточно крупный размер в листе;
  • удачная передача движения;
  • проработаны мелкие детали;
  • общая выразительность, завершенность, аккуратность;
  • удачный выбор техники.

Ребята, кому понравился урок — мяукните, кому нет — можете зафыркать.

Литература используемая при подготовки к уроку

  1. Браун Дэвид. Учитесь рисовать кошек М.: Попурри, 2005. – 46 с.
  2. Гура А.В. Символика животных в славянской народной традиции. М.: АВАНТА, 1997.
  3. Лойко Г. В., Жабцев В. М. Школа изобразительного искусства. – Мн.: ООО «Харвест», 2004.
  4. Станьер П., Розенберг Т. Практический курс рисования Рисунок: Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 2004.
  5. Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 1. Архитектура, изо и дпи с древних времен до эпохи Возрождения. – 2-е изд., испр. / Ред. коллегия: М. Аксенова, Н. Майсурян, Д. Володохин и др. – М.: АВАНТА, 2005. – 688 с.

Поделиться ссылкой с друзьями и коллегами:

Похожие записи

белорусский орнамент

Символика в ДПИ Беларуси. Презентация, конспект урока изо в 5 классе

урок изи в 5 классе

Мир волшебных предметов. Урок изо в 5 классе

волшебник

Веселый колорист. Презентация и конспект урока изо в 5 классе

Мультипликационные герои

Мультипликационные герои. Урок ИЗО в 5 классе

цвет урок изо

Чудеса цвета. Урок ИЗО в 5 классе

Уроки Изо

Сайт «Урок ИЗО» представляет собой энциклопедию, где содержится вся необходимая информация для подготовки и проведения интересного, творческого урока изо, мхк, труда.