Изготовление игрушки из соломки. Урок изо во 2 классе

Тема урока: Изготовление игрушки из природного материала «Осень-краса».

Вид деятельности: беседа об истории возникновения игрушек из природного материала с использованием наглядных изделий народных мастеров, детских игрушек-самоделок. Самостоятельная работа учеников по изготовлению игрушек. Анализ работ.

Цель: расширять представления учащихся о языке декоративно-прикладного искусства, разнообразии техник; знакомить детей с историей возникновения игрушек из природного материала, их разновидностью.

Задачи:

  • формировать умение изготавливать игрушки из соломки;
  • познакомить учащихся с видами декоративно-прикладного искусства (изделия из соломки, глины, дерева) и рассказать о его значении в жизни человека; показать национальные особенности этого вида искусства;
  • сформировывать устойчивый интерес к художественной деятельности;
  • развивать воображение, эстетический вкус;
  • воспитание аккуратности в выполнении работы, стремление довести работу до конца.

Оборудование для учителя: наглядные пособия: методическая таблица «Этапы изготовления игрушки из природного материала»; изделия декоративно-прикладного искусства: соломенные фигурки птиц, животных; соломенные и льняные куклы.

Оборудование для учащихся: природный материал (соломка, льняные нитки), ножницы, кисти, линейки, цветная тушь или гуашь, клей, картон, тесьма, бумага.

Ход урока

I. Организационная часть урока. Подготовка учащихся к активной учебно-познавательной деятельности (2-3 минуты).

II. Изучение нового материала (18 минут).

А) Вводная беседа

— Ребята, как вы понимаете каждую из пословиц, написанных на доске: «Поспешишь — людей насмешишь», «Есть хотенье — будет и уменье», «И швец, и жнец, и на дуде игрец»? (Ответы детей)

Все записанные пословицы относятся к теме нашего урока. Чтобы чему-то научиться, мы должны работать не спеша, с желанием. Поможет нам во всем жнец.

— Кто такой жнец? (Человек, который работает в поле)
— Кто может назвать орудие труда жнеца? (Серп)

С помощью серпа жнец убирал урожай с огромных, бескрайних полей. Убирали хлеб вручную, собирали в снопы. Красиво собранный сноп подпоясывали свяслом.

Свясло — соломенный жгут. (Демонстрация иллюстраций)

Пучок соломы, перевязанный жгутом, издревле служил основой традиционных крестьянских игрушек. В старину крестьянки часто брали с собой в поле малых детей. Чтобы как-то развлечь дитя, крестьянка делала для него куклу из первого, что попадалось в руки, — из соломенного жгута (свясла). (Показ игрушек.)

— Ребята отгадайте загадку:

Весной — травкой шелковистой,
Летом — нивой золотистой,
Ну, а зимнею порою —
Аппликацией — игрою.
Сухая очень ломка.
Зовут ее… (Соломка)

А вот глиняные игрушки (демонстрация иллюстраций).

Ребята, окиньте взглядом нашу импровизированную выставку. Эти вещи относятся к предметам декоративно-прикладного искусства. Как вы думаете, почему? (Ответы детей)

Действительно, все эти предметы имеют практическое назначение в быту и вместе с тем украшают его. Ведь латинское слово «декоро» означает «украшаю». Получается, декоративно-прикладное искусство — это создание художественных изделий для пользования в быту и украшение каких-либо предметов.

— Ребята, какие материалы используют мастера декоративно-прикладного искусства при создании своих произведений? (Ответы детей)

Вы должны помнить, что живописец создает свои картины с помощью красок, полотна. График работает с помощью карандаша и кисти. У скульптора более широкий выбор материалов, это глина, дерево, лен, камень, металл. Мастера декоративно-прикладного искусства используют множество разных материалов, способных превратиться в прекрасные вещи, предметы быта, которые украшают жизнь человека.

— Из какого природного материала народные мастера изготавливают игрушки? (Из соломки, керамики, дерева)

Правильно, из этого материала изготавливают сказочных птиц, красивую посуду, нарядных кукол, шкатулки, игрушки.

— Как вы думаете, где можно встретить все эти предметы декоративно-прикладного искусства? (В быту, музеях)

Учитель демонстрирует иллюстрации работ народных мастеров в технике плетения из соломки:

Композиции Т. Агафоненка «За грыбамі», «Ехаў дзед на кірмаш».

Многие изделия ДПИ находятся в музеях Республики Беларусь. В области керамики работала Бавтрук (Равка) Зарина Владимировна. Основные ее работы: «Змярканне», «Зімовы дзень»; декоративные вазы: «Пейзаж», «Лето» — находятся в вестибюле Дворца бракосочетания в Троицком предместье в г. Минске; во Дворце культуры в г. Борисове.

— Как вы думаете, откуда берутся образы-символы для игрушек? (Из фольклора, устного народного творчества)

Как вы правильно заметили, образы-символы берутся из фольклора, народных праздников. Так, например, непременным атрибутом Масленицы, Ивана Купала было соломенное чучело, изображающее человека. Пучки соломы связывали, сплетали и придавали им очертания человеческой фигуры.

Б) Технология выполнения игрушек из природного материала.

Ребята давайте побудем мастерами декоративно-прикладного искусства.

Последовательность изготовления куклы из соломки по мотивам белорусского народного творчества (учитель демонстрирует приемы работы):

  1. Сложенный пополам жгут отдаленно напоминает голову, а расходящиеся внизу веером соломины — платье и сарафан.
  2. Затем фигурка куклы начинает усложняться. Делаем ручки: вставляем пучок соломы перпендикулярно туловищу, связав его к середине и по краям так же, как перевязывают свяслом снопы. Для перевязывания «куклы» в области талии и манжетов рукавов, возьмите цветную тесьму. В других случаях используйте льняные нитки.
  3. Таким же способом можно сделать красивые косички нашей куколке, но для этого лучше возьмем льняные нитки, т. к. они мягкие, как настоящие волосы.
  4. После изготовления куклы намечаем мягким карандашом орнамент на бумажном фартуке. Смачиваем кисть в воде и набираем из баночки гуашевую краску, разводим небольшим количеством воды и приемами тычка, примакивания, сдвига выполняем декоративную роспись куклы. Можно выполнить орнамент и цветной тушью (красной, зеленой, синей, черной).
  5. Головной убор: намитку или венок можно изготовить из тесьмы или бумаги. Пофантазируйте.

III. Самостоятельная художественно-творческая деятельность учащихся. (20 минут).

Весь наглядный материал остается на классной доске.

Работа учителя:

  • следить за последовательностью ведения работы;
  • воспитывать аккуратность при выполнении работы;
  • индивидуальная помощь учащимся в решении возникающих вопросов.

IV. Подведение итогов урока.

Рефлексия, анализ и оценка результатов художественно-творческой деятельности (5 минут).

Выставка и анализ творческих работ учащихся. Учащиеся выставляют работы и вместе с учителем проводят их анализ. Учитель просит каждого прокомментировать свою работу, рассказать о последовательности создания куклы.

— С экспонатами, какого вида изобразительного искусства вы сегодня познакомились? (Декоративно-прикладного)
— Какие новые слова вы узнали? (Жнец, жгут, свясло)
— Назовите основное назначение предметов декоративно-прикладного искусства?

Литература используемая при подготовки к уроку изо

  1. Лойко Г. В., Жабцев В. М. Школа изобразительного искусства. — Мн.: ООО «Харвест», 2004.
  2. Любимова, Ю. С, Народное декоративно-прикладное искусство в начальных классах: учебно-методическое пособие для учителей. — Мн.: Изд-во «Пачатковая школа», 2005.
  3. Починова, Н. В., Белорусская народная декоративная роспись: учеб. Пособие. — Мн.: Выш. шк., 2005.
  4. Сахута Я. М. Беларускае народнае дэкаратыўна-прыкладное мастацтва. — Мн.: Беларусь, 2001.
  5. Народная культура Беларусі: Энцыкл. Давед. / Пад агул. Рэд В. С. Цітова. — Мн.: БелЭн, 2002.

Поделиться ссылкой с друзьями и коллегами:

Похожие записи

верба

«Встреча весны» урок изо во 2 классе

урок изо пасха

Урок изо для 2 класса. “Пасхальный подарок”

урок изо

Урок ИЗО «Волшебная бабочка». 2 класс

Уроки Изо

Сайт «Урок ИЗО» представляет собой энциклопедию, где содержится вся необходимая информация для подготовки и проведения интересного, творческого урока изо, мхк, труда.