Чудеса цвета. Урок ИЗО в 5 классе

Развивающий урок изобразительного искусства с элементами тренинговых упражнений.

1. Тема урока: «Чудеса цвета». Комбинированный урок для 5 класса.

2. Вид занятия: Эстетическое восприятие действительности. Изображение на плоскости (Цвет).

Цель: Формирование цветовых ассоциаций через цветоощущения, цветовосприятие. Передача окраски предметов в ахроматической и хроматической, холодной и теплой цветовых гаммах.

Задачи:

  • развитие способности к эстетической оценке искусства и окружающей жизни.
  • развитие у школьников художественного вкуса, фантазии, воображения;
  • обучать образному языку и умению работать цветом на бумаге.

Оборудование для учителя: репродукции белорусского и мирового искусства; наглядно — дидактические пособия нарисованные учителем: спектральный круг, ахроматические и хроматические дорожки, композиции контрастов: «жара-мороз», «сладкое-кислое», «горе-радость», «Дерево радости», «Дерево печали»; плакат «Рабочий лист» для учащихся.

Оборудование для учащихся: бумага, акварель, простой карандаш, кисточка, баночка для воды.

Ход урока изо

I. Организационная часть урока. Подготовка учащихся к активной учебно-познавательной деятельности. Сообщение целей урока. Проверка готовности к уроку (2 минуты).

Приветствие учащихся.

Я прочитаю вам стихотворение, а вы подумайте какими красками можно нарисовать картину, которую описал поэт.

А. Яшин «В чужом краю»

Я вскочил, как от сна дурного,
от знобящего ветра с реки.
С кем, друзья, не бывало такого?
Сосны стонут, А с неба ночного,
как чужие глядят огоньки.
На душе неуютно, тревожно,
будто здесь обрывается свет:
и назад повернуть невозможно,
и вперед указателей нет.
Очертанья земли не знакомы…
Но внезапно, обрадовав слух.
То ли из лесу, то ли из дому.
Загорланил совсем по-родному,
по-российски, по-свойски петух.
Так взревел отрешенно и зычно,
что леса посветлели вокруг,
и уже совершенно привычным,
чем-то очень понятным, брусничным,
как из детства, повеяло вдруг.
Словно душу мою воскресили.
Много ль надо ей добрых примет,
лишь бы в срок петухи голосили.
Ты повсюду со мною, Россия,
и нигде не кончается свет.

Обсуждение (3 минуты).

Вопросы учащимся:

— Какое настроение создает у вас эта картина?

— Тревога — какая цветовая гамма?

— Загорланил — какая цветовая гамма?

— Брусничным — какая цветовая гамма?

Ребята, очень важно научиться замечать многоцветие окружающего нас мира. Научиться передавать свое настроение, состояние с помощью цвета.

Сегодняшний урок поможет нам в этом, тема нашего урока «Чудеса цвета».

П. Повторение пройденного материала и изучение нового. (20 минут).

Цвет — это главное выразительное средство в живописи. Все цвета, существующие в природе, можно разделить на две группы:

  1. ахроматические (не цветные от белого до черного);
  2. хроматические (цветные).

Хромас (от лат.) — цвет. «А» — отрицательная частица «не».

Учёные говорят, что человеческий глаз воспринимает цвета индивидуально, в зависимости от того, как освещены предметы и как они отражают этот свет.

Вспомним дружно считалочку:
Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан.

GDE Ошибка: Не удается загрузить настройки профиля

Среди хроматических цветов выделяют три основных цвета: красный, желтый, синий. Их называют основными, потому что их нельзя получить при смешивании других цветов. Смешивая два основных цвета, получаем дополнительные цвета: оранжевый, фиолетовый, зеленый и т.д. — бесчисленное множество. Например, зелёный цвет может быть изумрудным, а мо­жет быть «травяным». Обычно оба этих цвета мы называем «зелё­ным».

Все цвета, расположенные по кругу, образуют цветовой спектр или цветовой круг (припомните, об этом мы говорили на прошлом занятии).

Вопросы учащимся:

Назовите дополнительные (контрастные) цвета?

  • Красный — зелено-голубой.
  • Оранжевый — голубой.
  • Желтый — синий.
  • Желто-зеленый — фиолетовый.
  • Зеленый — пурпурный и пр.

— К какой цветовой группе относятся капельки росы?

Вы наблюдали когда — нибудь капельку росы, она похожа на маленькое зеркальце, а что маленькое зеркальце отражает в себе?

— Ребята, вы помните, любой цвет может быть тёплым или холодным.

— Какие цвета называют теплыми?

— Какие холодными?

Холодный или теплый оттенок цвета зависит от того, сколько в нём примеси другого цвета. Свет, падающий на предметы, тоже может быть теплым или холодным. Если ты сидишь дома, а за окном хмурый, дождливый день, то свет из окна будет холодным. В яркую солнечную погоду свет от солнца — даже зимой — будет тёплым.

Предмет, освещенный холодным светом, будет иметь холодный цвет на освещенной части, а его теневая сторона будет тёплого цвета, как и падающая от этого предмета тень.

При освещении предмета тёплым светом цвет тени по-прежнему останется тёплым.

Если же ты находишься на улице в яркую солнечную погоду, то свет солнца и летом, и зимой будет тёплым, а тени от предметов — холодными. В пасмурную погоду свет на улице будет холодным, а тени, наоборот, тёплыми.

Упражнение 1 (3-5 минут)

Обсуждение просмотренных репродукций.

Определите цветовую гамму (теплая или холодная) в следующих живописных произведениях:

Левитан И. И. «Золотая осень».
Белыницкий— Бируля В. «Час тишины. Озеро Удомля».
Лойко Г. «Теплый вечер».
Цвирко В. «Март».

Упражнение 2 (3 минуты)

Вводный инструктаж.

— Я предлагаю выполнить упражнение. Представляйте то, о чем я буду говорить.

1. Представьте желтый цвет во всем поле зрения, а теперь, как по цветовому кругу, он переходит постепенно в красный (от…до).

2. Представьте на фоне любого одного цвета геометрические тела, фигуры, дуги:

  • на зеленом поле — красные треугольники;
  • на голубом небе – нежные розово— оранжевые шары;
  • по красному полю — шагают зеленые квадраты;
  • на желтый пол — падают фиолетовые кляксы.

3. Представьте на белом фоне круг своего любимого цвета.

Ребята, может кто — то из вас не смог представить соотношение некоторых цветов, это не страшно. Сегодняшнее занятие поможет вам в этом.

Ш. Практическая часть. (20 минут)

Упражнение 3 (10 минут)

Вопросы учащимся:

— Существуют темные, грязные, приглушенные цвета. С каким чувством, состоянием они связаны?

— Что они вызывают (страх, неуверенность, угнетенность)?

— Назовите эти цвета.

— Что вызывают яркие, насыщенные тона (радуют, веселят, успокаивают) ?

— Какие это цвета?

Вот, это и называют цветовая ассоциация, т.е. цвет, который связан с нашими ощущениями, чувствами и восприятием окружающего нас мира.

Зрительный ряд (Пособие нарисованное учителем «мороз — жара», «веселье — горе», «сладкое — кислое» и т. п.).

цветоведение

цветоведение

Я предлагаю вашему вниманию композиции:

— О чем говорит нам цвет этих абстракций?

— Какая цветовая гамма?

Практическая часть.

Я предлагаю вам создать маленькие этюды в холодной и теплой цветовой гамме. Попытайтесь передать свои ощущения с помощью цвета на бумаге. (3 минуты)

Свои этюды вы будете выполнять на рабочем листе в 1 и 2 квадрате.

А в 3 и 4 квадрате попытайтесь выразить настроение: грусть — радость. (3 минуты)

Упражнение 4 (10 минут)

С помощью цвета можно передать состояние души: физическое, эмоциональное. Выразить свои мысли и чувства. Передать состояние природы или человека.

Зрительный ряд (Пособие нарисованное учителем «Дерево радости», «Дерево печали»)

Обратимся к следующим двум композициям.

— Какие чувства (эмоции) возникают?

— Какая цветовая гамма?

Практическая часть (10 минут)

Предлагаю вам выполнить творческую работу, изобразить сказочного героя с помощью линий и цветовой гаммы (теплой или холодной).

  • Баба Яга;
  • Принцесса на горошине;
  • Колобок;
  • Леший;
  • Красная шапочка.

Обсуждение.

4. Рефлексия, анализ и оценка результатов художественно-творческой деятельности (5 минут).

Ребята, с помощью цветовой гаммы передайте свое настроение от урока (в виде лепестка).

Учитель назначает помощников, которые собирают лепестки настроения и составляют общую композицию на магнитной доске: «Цветочная поляна».

Обсуждение общей работы. Я благодарю вас за отличную работу на уроке и хочу пожелать, чтобы в ваше жизни было как можно больше цветов радуги.

Литература используемая при подготовке к уроку

  1. Визер В. В., Живописная грамота. Система цвета в изобразительном искусстве. — СПб.: Питер, 2006. — 192 с .: ил.
  2. Лойко Г. В., Жабцев В. М. Школа изобразительного искусства. — Мн.: ООО «Харвест», 2004.
  3. Миронова Л. Н. Цвет в изобразительном искусстве: Пособие для учителей. — Мн.: Беларусь, 2005.

Поделиться ссылкой с друзьями и коллегами:

Похожие записи

верба

«Встреча весны» урок изо во 2 классе

белорусский орнамент

Символика в ДПИ Беларуси. Презентация, конспект урока изо в 5 классе

урок изи в 5 классе

Мир волшебных предметов. Урок изо в 5 классе

волшебник

Веселый колорист. Презентация и конспект урока изо в 5 классе

Мультипликационные герои

Мультипликационные герои. Урок ИЗО в 5 классе

рисунок кота урок изо в 5 классе

Изображение животных семейства кошачьих. Урок ИЗО в 5 классе

Уроки Изо

Сайт «Урок ИЗО» представляет собой энциклопедию, где содержится вся необходимая информация для подготовки и проведения интересного, творческого урока изо, мхк, труда.