Рисунок женской фигуры. Венера Медичи- Уроки ИЗО

Рисунок женской фигуры. Венера Медичи

Статуя богини Венеры Медичи была создана в эпоху эллинизма (III в. до н. э.). Эта эпоха завершила историю древнегреческой цивилизации в искусстве. Скульптура Венеры Медичи ныне хранится во Флоренции, в галерее Уффици. Свое название статуя получила от семейства богатых флорентийцев Медичи, которые играли в культуре эпохи Возрождения выдающуюся роль. В 1560 г. зодчий, живописец и историк искусства Джорджо Вазари по заказу Козимо I Медичи воздвиг грандиозное административное здание (итал. — Уффици). Позже в этом здании разместили художественные ценности, собранные семейством Медичи. В 1589 г. в Риме была куплена статуя Венеры и размещена вместе с другими 26 античными скульптурами в специально пристроенной для них галерее.

Скульптура выполнена из мрамора. Венера Медичи изображена выходящей из моря. Классическая красота лица Венеры, устремленный вдаль взгляд, совершенные пропорции тела делают статую особенно привлекательной.

Гордая грация достигается легким наклоном тела и поворотом головы, выразительным силуэтом. Талантливый скульптор, исполнивший статую, был, без сомнения, восхищен образом Афродиты Книдской, воплощенным в мраморе прославленным ваятелем I в. до н. э. Праксителем из Афин.
Обозревая скульптуру Венеры Медичи с разных точек зрения, зритель фиксирует богатство пластики и формы. Законченность образа достигается изображением дельфина у ног богини.


рисунок фигуры женской венера медичи

Закрыть

Рисунок женской фигуры. Венера Медичи

Рисунок женской фигуры. Первый этап (рис. 1, а)

1. Компоновка.
2. Определение высоты фигуры.
3. Нахождение отношения высоты головы ко всему росту.

Рисунок женской фигуры. Второй этап (рис. 1, б)

1. Определение положения фигуры в пространстве по отношению к рисующему.
2. Постановка фигуры на горизонтальную плоскость.
3. Определение крайних по ширине точек фигуры.
4. Нахождение основных опорных точек фигуры — яремной впадины, плечевых суставов, мечевидного отростка грудины, нижнего края десятого ребра грудной клетки, лобкового сочленения, граней подвздошных костей таза, большого вертела, коленей, следков стопы. Сравнение их между собой по вертикали и горизонтали.
5. Проведение направляющих линий — плечевого пояса, таза (общий изгиб торса), ног, шеи, головы и рук.
6. Определение центра тяжести фигуры.
7. Коррекция опоры фигуры (определение опорной ноги).

Рисунок женской фигуры. Третий этап (рис. 1, б)

1. Прорисовка обшей формы и ее частей.
2. Нахождение опорных точек и прорисовка отдельных форм исходя от средней линии.

Рисунок женской фигуры. Четвертый этап (рис. 1, б)

1. Изображение деталей фигуры, мест их связи и сокращенности мышц в зависимости от совершаемого движения.
2. Проверка формы при помощи сечений.

Рисунок женской фигуры. Пятый этап (рис. 1, в)

1. Определение условий освещенности фигуры.
2. Построение границ собственных тоновых отношений.

Рисунок женской фигуры. Шестой этап (рис. 1, в)

1. Детальная проработка фигуры тоном.
2. Уточнение пространственных отношений.
3. Работа над гармоничными тоновыми отношениями.
4. Обобщение и завершение рисунка.


рисунок фигуры женской венера медичи

Закрыть

Рисунок женской фигуры. Венера Медичи

Рисунки 2, 3 и 4 — справочные.

Рисунок 2: проверка формы фигуры с помощью поперечных сечений (а); определение центра тяжести, опорной ноги и положения основных частей фигуры в пространстве (б); определение движений в пространстве грудной клетки и таза (в).

Левый верхний рисунок — конструктивно-структурный рисунок головы, правый рисунок поясняет пространственные отношения фигуры и фона.


рисунок фигуры женской венера медичи

Закрыть

Рисунок женской фигуры. Венера Медичи

Рисунок 3: изображение фигуры во весь рост, показаны точка опоры фигуры, средняя линия, основные опорные точки и поперечные сечения (а); плоская схема нахождения правильных линейных размеров и пропорций головы в профильном повороте, показаны уровни основных деталей профиля головы (б); светотеневой рисунок головы Венеры Медичи в профильном повороте (в).

К компоновке фигуры следует подходить творчески. Опыт к этому времени приобретен. Необходимо задействовать всю плоскость листа, уравновешивать изображение фигуры и фон. Для этого нужно определить прямоугольник по крайним точкам фигуры и следить, чтобы поля были разными, рисовать фигуру и фон одновременно.


рисунок фигуры женской венера медичи

Закрыть

Рисунок женской фигуры. Венера Медичи

В таблице указаны способы исправления характерных недостатков рисунков женской фигуры.

Ошибки

Исправление

Механическое срисовывание контуров Рисунок вести от середины впадины и влево. Находить наклоны и опорные точки, использовать сечения
Незнание внутреннего анатомического строения человеческого тела. Изображение мышц без учета различных их напряжений в зависимости от передаваемого движения Предварительно изучите анатомические основы строения фигуры человека. Проверяйте пластику через продольные и поперечные сечения. Подходите ближе к натуре, изучая ее. Пользуйтесь отвесными вертикальными линиями для контроля
Неправильное определение положения всей фигуры и отдельных ее частей в пространстве по отношению к рисующему Разбивайте фигуру на плоскости и изображайте их в различных по отношению к рисующему типах обрубовки
Ошибки в перспективных сокращениях, поворотах отдельных частей по отношению к рисующему Определите линию горизонта. Стройте обрубовку фигуры, сокращая плоскости. Найдите центральный луч
Нечеткое определение пропорций Определяйте середину высоты всей фигуры. Пользуйтесь измерениями по методу визирования, сравнивая с уже нарисованным
Нарисованная фигура «валится» в ту или другую сторону Опустите перпендикуляр от яремной впадины вниз на опору фигуры. Если центр тяжести проектируется на след опорной ноги, то противоположная нога будет слегка согнута и расслаблена
Срисовывание деталей без построения всей фигуры. Светотеневая проработка отдельных частей фигуры Соблюдайте методическую последовательность работы над рисунком. Определите источник света и направление его лучей. Стройте границы светоразделов собственных и падающих теней

Академик архитектуры В.А. Веснин писал: «…Прежде всего, надо отмести все методы срисовывания как методы, приучающие к пассивному отношению к натуре, к подражанию, к бессмысленному ее повторению. Надо твердо усвоить, что рисование есть активный процесс — большая работа мысли, глаза и руки…».
Линейно-конструктивный рисунок служит основой рисования сложнейшей формы фигуры человека. Чтобы убедительно изобразить фигуру человека, следует понять, какие мышцы работают в данном движении, а какие отдыхают. Это можно проверить на себе, проигрывая увиденную позу.

Авторы: Жабинский В. И., Винтова А. В.

Поделиться ссылкой с друзьями и коллегами:

Уроки Изо

Сайт «Урок ИЗО» представляет собой энциклопедию, где содержится вся необходимая информация для подготовки и проведения интересного, творческого урока изо, мхк, труда.