Рисунок фигуры человека. Рисунок женской фигуры

Рисунок с натуры гипсовой женской фигуры является итогом всего программного курса. Эта практическая работа выполняется студентами самостоятельно, дает возможность проявить профессиональную грамотность владения графическими материалами, а также степень подготовленности к деятельности в области изобразительных искусств.

Рисунки выполнены автором с консультативной целью. Представлены два варианта практической работы — рисунки с натуры гипсовых фигур Афродиты Милосской и Венеры Медичи. Для каждого варианта гипсовая фигура проанализирована с трех точек зрения рисующего.

В качестве вводного задания дается работа над гипсовым женским торсом. Кроме наглядных примеров для выполнения самостоятельной работы приведены основные теоретические обоснования. В этой практической работе перед студентом стоят следующие задачи:

  1. выявить пропорционально-конструктивный строй фигуры человека;
  2. найти особенности пластической и анатомической основы женской фигуры;
  3. определить и передать тоновую информацию, выраженную пластику сложной формы гипсовой женской фигуры;
  4. самостоятельно оценить выполненный рисунок.

Сравнительная характеристика пропорций мужской и женской фигур

Пропорциональный канон человеческой фигуры рекомендует брать за модуль голову. Рассмотрим примеры, где размер головы укладывается восемь раз во всей высоте фигуры. Фигура человека делится по высоте на две равные части. Лобковое сочленение является серединой мужской и женской фигур. Основное отличие женской фигуры — более широкий таз в сравнении с плечами. Развитость молочной железы увеличивает расстояние от яремной впадины до сосков.

На рисунке можно сравнить более мелкие пропорции мужской (а) и женской (б) фигур. Пропорции даны без перспективных сокращений и характерных изгибов человеческой фигуры. Все размеры как бы распластаны в одной плоскости. Во время выполнения рисунка необходимо их проверять по натуре.


рисунок фигуры человека

Закрыть

Сравнительная характеристика пропорций мужской и женской фигур

Средний рост мужчины больше женского. Если сравнивать голову, то лицевая и мозговая части у женщин чаще всего равны. У мужчин же бывает иногда, что лицевая часть больше мозговой. У женщин более тонкая и длинная шея. Плечевой пояс у женщин меньше, чем у мужчин. Поэтому руки у женщин несколько короче. Поясничный изгиб у женщин сильнее, чем у мужчин. Эта особенность скелета удлиняет область живота и увеличивает ягодичные мышцы. Кроме того, жировая прослойка округляет женскую фигуру.

Приведены только общие различия, не учитываются и возрастные изменения. Некоторые детали в пропорциях мужской и женской фигур приведены также на рисунках представленных ниже.


пропорции фигуры мужской

Закрыть

Пропорции мужской фигуры (рост 180 см).


пропорции фигуры женской

Закрыть

Пропорции женской фигуры.

Выполняя рисунок женской фигуры, необходимо:

  1. определить положение всей фигуры в пространстве, изображая пропорции с учетом перспективных сокращений;
  2. правильно закомпоновать изображение фигуры в плоскости листа, передать пластико-структурно-функциональные связи женской фигуры;
  3. определить характер движения каждой отдельной части и всей фигуры, показать свои профессиональные качества и графические навыки в работе над светотеневым рисунком гипсовой фигуры.

До выполнения основного рисунка женской гипсовой фигуры в полный рост надо детально проанализировать торс — наиболее сложную по пластике часть. На рисунке изображено пять поперечных сечений женского торса. По ним можно изучить форму основных характерных уровней. Изображая женский торс с натуры, надо остерегаться внешнего контурного рисования. Зная характер формы основных уровней торса, можно передавать пластику на рисунке более осмысленно.


рисунок фигуры женской

Закрыть

Рисунок женской фигуры.

Анатомическая структура мышц и костная основа скелета также влияют на внешние формы тела человека. Поэтому кроме основных сечений на рисунке приведены анатомические рисунки мышц торса.

На нижнем левом рисунке хорошо видны большие грудные мышцы, передние зубчатые мышцы, прямые и косые мышцы живота, средняя прямая часть трехглавой мышцы ног, подвздошно-поясничные мышцы, приводящие мышцы бедра и др.

На нижнем правом рисунке видны широчайшая мышца спины, мышцы лопатки (большая и малая, круглая, подостная), передняя зубчатая мышца, косая и прямые мышцы живота, гребень подвздошной кости таза, средняя ягодичная мышца, напрягатель широкой фасции (сухожилия) бедра, большой вертел, большая ягодичная мышца, подвздошно-большеберцовый тракт, подвздошно-поясничная мышца.

На верхнем рисунке видны трапециевидная (капюшонная) мышца, мышцы лопаток, мышцы руки (дельтовидная, трехглавая), седьмой шейный позвонок.

На рисунке ниже приведены конструктивно-структурные рисунки женского гипсового торса. Рисунок а — трехчетвертное положение торса. Хорошо видна средняя линия торса. Она начинается от яремной впадины, по грудине идет до мечевидного отростка, затем скользит по животу до лобкового сочленения. Плечевой пояс определяется расстоянием от яремной впадины по ключицам до акромиальных отростков лопатки. Схема плечевого пояса представляет собой ромб, если на него смотреть сверху. На рисунке а мы видим его снизу.


рисунок фигуры женской

Закрыть

Рисунок женской фигуры.

Очень важно для правильного построения найти расстояния от яремной впадины до акромиальных отростков, от них — до сосков молочной железы и до пупка.

На рисунке «а» также видны поперечные и продольные сечения, определяющие сложную пластику формы торса.

На рисунке «б» изображено профильное положение торса. Кроме упоминавшихся поперечных и продольных сечений, на рисунке выделен таз. Для женской фигуры правильно нарисовать тазовую область — особая трудность и значимость. Следует правильно найти гребни подвздошных костей таза, большой вертел (вертлужную впадину), седалищные кости.

На рисунке представленном ниже изображен женский гипсовый торс с пометкой основных светотеневых отношений.

На рисунке торса хорошо видны контрольные точки — маяки, по которым следует проверять построение рисунка торса:

  • яремная впадина;
  • акромиальные отростки лопаток;
  • соски молочных желез;
  • конец мечевидного отростка грудины;
  • точки, определяющие величину надчревного угла (нижние края десятых ребер и конец мечевидного отростка);
  • пупок;
  • точки на подвздошной кости таза.

Рисунок гипсового женского торса можно оценивать в линейно-конструктивной стадии и с прокладкой только основных светотеневых отношений. Сильные рисовальщики могут выполнить законченный светотеневой рисунок.


рисунок фигуры женской

Закрыть

Рисунок гипсового женского торса.

Как уже отмечалось, для выполнения основного задания выбраны два варианта:

  1. рисунок с натуры гипсовой фигуры Афродиты Милосской;
  2. рисунок с натуры гипсовой фигуры Венеры Медичи.

Рисующий должен знать, что он изображает. Поэтому перед выполнением рисунка нужно изучить искусствоведческую и историческую литературу об объекте изображения.

Авторы: Жабинский В. И., Винтова А. В.

Поделиться ссылкой с друзьями и коллегами:

Уроки Изо

Сайт «Урок ИЗО» представляет собой энциклопедию, где содержится вся необходимая информация для подготовки и проведения интересного, творческого урока изо, мхк, труда.