Рисунок фигуры человека- Уроки ИЗО

Рисунок фигуры человека. Часть 2

Рисунок мужской гипсовой фигуры. Пятый этап (рис.10)

  1. Определение освещенности фигуры.
  2. Построение границ и прокладка тоном собственных падающих теней.

Уже при выполнении линейно-конструктивного рисунка необходимо вводить тон. Линейный рисунок упрощает объемную форму, лишает ее трехмерности. Объединение линии и тона нацеливает рисующего на восприятие натуры «скульптурно». Кроме того, пятно приближает к передаче пластического характера модели и является еще одним способом самоконтроля.

Надо сразу же предостеречь рисовальщика от бездумной тушевки. На этом этапе мы приступаем вплотную к светотеневому рисунку. Но вводить тон следует не срисовывая, а строго придерживаясь определенной освещенности модели. Определяя границы собственных и падающих теней, надо штриховать от границы светоразделов мягко, прозрачно, с «запасом» карандаша. Мы «лепим» модель с помощью тона, проверяя пропорции освещенных и затененных мест, сравнивая их между собой. Не нужно еще стремиться к точным тоновым отношениям, главное — передать конкретную освещенность.

Такой подход приводит рисовальщика к цельности восприятия формы: свет остается еще белой бумагой, полутона и рефлексы пока отсутствуют.


рисунок мужской фигуры

Закрыть

Рис.10. Рисунок мужской гипсовой фигуры

Рисунок мужской гипсовой фигуры. Шестой этап (рис.11)

  1. Определение основных тоновых отношений.
  2. Проработка полутонов.
  3. Введение фона для определения пространственных отношений.

На этом этапе работы вводится тон фона, что помогает рисующему воспринимать модель в пространстве и лучше чувствовать белизну гипса. Теперь можно вводить полутона, усиливая или ослабляя пятна тона, добиваться в рисунке точных тоновых отношений. Надо помнить, что перпендикулярно падающие лучи света освещают поверхность ярко. Если же луч света скользит по форме, он образует на ее поверхности полутени. Тени образуются там, куда луч света совсем не попадает. Сравнивая тона между собой, нужно обязательно определить в натуре самое темное и самое светлое место. Выявляя пространственные отношения, рисующий превращает двухмерную плоскость листа в трехмерную. Поэтому строго следите за силой тона модели и на фоне, за касаниями модели и фона в рисунке, уделяйте внимание краевому контрасту. В рисунке появятся рефлексы. Свет пока не нужно заштриховывать. Передавая на рисунке объем, работайте полутенями.


рисунок мужской фигуры

Закрыть

Рис.11. Рисунок мужской гипсовой фигуры

Рисунок мужской гипсовой фигуры. Седьмой этап (рис.12)

Светотеневой рисунок гипсовой мужской фигуры человека.

Выполнять светотеневой рисунок мы начали на ранних стадиях работы. К рисунку нельзя подходить с чертежных позиций, изобразив сначала контур, а затем его затушевывать. Но все же на ранних стадиях была работа лишь над общей формой. Теперь необходимо перейти к прорисовке деталей фигуры. Моделируя выбранный участок фигуры, не нужно забывать о найденных ранее тоновых отношениях. Просто более внимательно всматривайтесь в натуру и рисуйте на основе тех знаний анатомии, которые получили ранее.

Работать следует остро заточенным карандашом, главным образом на переходах между тенью и светом. В рисунке необходимо четко проследить свет, полусвет, полутень, тень и рефлекс. Помните, что ярко освещенный гипс засвечивается. Поэтому свет прорабатывается мягко и очень осторожно. Тень и рефлекс также штрихуются мягко, иначе резкие пятна тона и резкие штрихи будут выворачивать форму. И только активно проработанные полутени смогут точно характеризовать форму.


рисунок мужской фигуры

Закрыть

Рис.12. Рисунок мужской гипсовой фигуры

Нельзя просто тушевать рисунок. Надо разбивать натуру и изображение на планы, которые обращены к рисующему под различными углами. Увидеть и изобразить грани этих планов — важная задача рисовальщика. С их помощью можно легко повернуть форму в пространстве и достигнуть трехмерности в рисунке.

Особо тщательно прорабатывают голову, кисти рук, ступни, коленные и локтевые суставы. В то же время, работая над деталями, нельзя забывать об уточнении в рисунке общей формы. Мышцы нельзя рисовать изолированно, не увязывая их между собой. Выдающийся русский художник-педагог П.П. Чистяков писал: «Связь фигуры есть самая наитруднейшая часть рисунка. Характер фигуры требует талантливого и чрезвычайно внимательного срисовывания видимого. Связь же требует, во-первых, одушевления, неторопливости, больших знаний анатомии и в то же время сноровки и сверх всего этого необыкновенного чутья или таланта. Нужно, чтобы фигура была выражена во всех частях своих правильно!..»

Главная задача рисующего — все-таки изобразить фигуру человека в целом. Поэтому, заканчивая рисунок, нужно чаще смотреть на него издали, чтобы, сравнивая изображенное с натурой, увидеть ошибки и суметь исправить их.

Последняя стадия работы — обобщение. Часто после проработки деталей в рисунке появляется тональная пестрота, дробность формы. Устраняя недостатки, следует обращать внимание на то, чтобы отдельные места фигуры не превращались в «дыры» или не вырывались вперед. Обязательно нужно проверить совпадение самого темного и самого светлого мест в натуре и рисунке. Вспомните о тональном масштабе, посмотрите касания фигуры с фоном, тоновые отношения, взятые на фигуре и фоне.

Заканчивая рисунок, помните, что следует подчинить детали фигуры ее основному движению (позе), а также уточнить пространственные планы. При всем многообразии задач, изображая фигуру человека, рисующий должен акцентировать внимание на нахождении точных пропорций, характере формы и конструктивной слаженности человеческого тела.

Приведенное деление на этапы — условно. В силу своих индивидуальных качеств, знаний предмета, практического опыта рисующий выбирает свой путь. Рекомендуемые в данном учебном пособии стадии работы и советы, основанные на личном опыте автора, предостерегают начинающих рисовальщиков от скатывания в болото любительщины. Только профессиональный подход к делу гарантирует успех.

Отметим некоторые обобщенные приемы, которые помогут в работе над рисунком фигуры человека.

  1. При компоновке рисунка хорошо помогает использование видеоискателя. Чтобы изготовить его, нужно вырезать отверстие в листе бумаги, которое должно быть пропорционально той плоскости, на которой будет находиться изображение. Двигая видеоискатель в разных направлениях, находят удачную точку.
  2. По увиденному в видеоискателе нужно сразу же сделать обобщенный набросок. Понравившуюся композицию будущего рисунка необходимо уточнить четкой рамкой. Будет хорошо, если этот набросок будет изображен на полях основного рисунка, тогда во время работы он всегда будет перед глазами рисующего.
  3. Работать над изображением нужно только хорошо заточенным, мягким карандашом, правильно его держать, рисовать, мягко касаясь бумаги. Линии не должны быть черными. Резко выделяющаяся на изобразительной плоскости линия «диктует», заставляет автора рисунка поверить, не позволяет работать над исправлением ошибок. Особенно это важно на начальных стадиях работы.
  4. Находить правильные пропорции можно с помощью метода визирования. Придерживая карандаш в вытянутой руке и закрыв один глаз, отмечают пальцем меньший размер, а затем откладывают его по большей стороне. Таким способом выясняют, во сколько раз один размер больше другого. Пропорции фигуры человека можно находить с помощью натурального масштаба. Вытянув левую руку с полоской плотной бумаги и закрыв один глаз, отмечают карандашом части фигуры по вертикали. Эти величины будут точнее, если рисующий сидит на расстоянии от натуры в два-три роста фигуры. Естественно, размеры будут меньше натуральных и, конечно, не очень точные. Это механический прием. Пользоваться им можно только начинающим для проверки того, что сделано на глаз.
  5. Работая над рисунком фигуры человека, необходимо все время видеть ее целиком. Изображая отдельное место, нужно стараться не терять из виду весь рисунок. Поэтому нужно стараться рисовать снизу вверх — нельзя начинать рисунок человека с головы.
  6. Очень важно постоянно проверять нарисованное с помощью вертикальных и горизонтальных линий. Можно также продолжать контуры дальше существующих и замечать точки, в которые они попадают. Необходимо рисовать не только части тела человека, но и промежутки между ними.
  7. Вести моделировку деталей на рисунке лучше всего штрихом. Работать в этом случае нужно заточенным карандашом средней мягкости, накладывая частые штрихи по форме. Усиливать тон также лучше штрихом, меняя его направление. Штрихи не должны быть перпендикулярны друг другу.
  8. Заканчивать рисунок лучше, применяя «мягкую» технику. Боком мягкого карандаша, без штрихов, хорошо обобщать «вырывающиеся» штрихи, а черные места, которые «дырят», — снимать резинкой, прикладывая ее к этим местам.

Поделиться ссылкой с друзьями и коллегами:

2 комментария

  1. Евгений

    04.14.2012

    Спасибо большое, отличный урок!!!

    • Евгений

      02.15.2014

      Спасибо большое.

Уроки Изо

Сайт «Урок ИЗО» представляет собой энциклопедию, где содержится вся необходимая информация для подготовки и проведения интересного, творческого урока изо, мхк, труда.