Выполнение рисунков многогранников и тел вращения

Выполнение рисунков многогранников

На рисунке приведены примеры выполнения рисунка многогранников. Рисовать их необходимо в следующей последовательности. Во-первых, надо установить положение многогранника в пространстве относительно рисующего. Если многогранник расположен фронтально, то следует переднюю грань рисовать без искажений и использовать одну точку схода. Следует строго соблюдать вертикальность и горизонтальность ребер. Проверять себя лучше всего, сравнивая нарисованные линии с краями листа бумаги.

Если многогранник расположен к рисующему углом, то и рисовать его надо с ближайшего угла. Намечаем вертикальное ближнее ребро и сами задаем его размер. Затем находим углы наклона ребер основания. Эти наклонные линии находим по отношению к горизонтальной линии, сравнивая их между собой. Только после этого находим степень сокращенности боковых граней относительно размера вертикального ребра и сравниваем их горизонтальные размеры между собой.

рисунки многогранников

Главные задачи для рисующего:

  • добиться впечатления в изображении той фигуры, которую рисуешь;
  • твердо поставить ее на горизонтальную плоскость;
  • правильно изобразить перспективные сокращения граней и ребер.

Рисовать обязательно прозрачно, а линии построения продолжать несколько дальше контуров предмета. Углы нижнего основания и размеры ширины боковых плоскостей взаимосвязаны и зависят от точки зрения наблюдателя. Если рисующий установил, что видимые ребра куба имеют у основания одинаковые углы, то боковые грани он может изображать с одинаковыми сокращениями. Чем сильнее сокращается грань, тем круче угол подъема ребра основания.

рисунки многогранников

1 — метод визирования;
2 — рисование многогранников: а — куб во фронтальном положении, б — куб под углом, е — последовательность рисования фигуры под углом; г — построение пирамиды с квадратным основанием;
3 — последовательность работы над рисунком шестиугольной призмы (а), линейно-конструктивные рисунки треугольной призмы (б);
4 — методы штриховки вертикальных и горизонтальных плоскостей;
5 — краевой контраст: усиление тона штрихом, наслаивающимся на предыдущий;
6 — упражнения на плавное и ступенчатое усиление тона; тональный масштаб; упражнения на усиление тона от светлого к темному.

Прежде чем переходить к светотеневому рисунку, необходимо освоить приемы штрихования поверхностей.

рисунки многогранников

Выполняя эти упражнения, рисующий должен:

  • штрихи наносить, свободно двигая кистью руки в разных направлениях;
  • стараться не отрывать грифель карандаша от плоскости рисунка;
  • усиливая тон, не нажимать на карандаш, а накладывать новый ряд штрихов в том же направлении или под другим углом.

Рекомендуем упражнения на шриховку начинать с изображения вертикальных и горизонтальных плоскостей, вначале покрывая их равномерным тоном, а затем выявлять пространственные отношения, усиливая тон ближних планов. Далее нужно проработать приемы штриховки с тоновыми градациями от светлого к темному с плавным и ступенчатым переходами.

Завершить эту группу упражнений желательно тренировкой глаза на различие наибольшего количества тоновых градаций. Выполняя это упражнение, вы подводите себя к понятию тонального масштаба.

рисунки многогранников

Изображение тел вращения

Прежде чем выполнять рисунки тел вращения, необходимо научиться рисовать круг в перспективе. На рисунке дана последовательность изображения фигуры, напоминающей форму эллипса, в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Эта замкнутая фигура строится на двух взаимно перпендикулярных осях (малой и большой), которые вначале и намечают в рисунке. Далее прорисовывают боковые закругления, а уже потом рисуют фигуру целиком. В зависимости от линии горизонта ширина эллипса изменяется, а длина остается прежней. Для более точного изображения этой фигуры ее можно заключить в квадрат.

На рисунке приводится последовательность работы над рисунком тел вращения. Главная задача рисующего при построении оснований состоит в том, чтобы большая ось эллипса была перпендикулярна центральной оси тела вращения. Необходимо проследить также, чтобы основание предмета твердо стояло на горизонтальной плоскости и было изображено с учетом удаленности от линии глаз рисующего, и строго соблюдать пропорции общей формы и отдельных частей.

Линейно-конструктивный рисунок не заканчивается на построении контуров фигуры. Следует построить границы собственных и падающих теней. Строить тени в рисунке нужно визуально, но учитывая при этом источник света. Изображая собственные тени многогранников, следует помнить, что каждая грань отличается по тону. Внутри тень на гипсовых телах имеет различные тоновые градации. На ребрах, граничащих со светом, накапливается более темный тон.

рисунки многогранников

рисунки многогранников

Тела вращения имеют собственные тени с мягкими переходами тоновых градаций. Следует отметить, что лучи света, которые падают на поверхность гипсовой фигуры под прямым углом, делают ее самой светлой. Лучи света, скользящие по поверхности под углом, создают более затемненные места. Наконец, лучи не попадающие на поверхность, образуют глубокие тени. Отраженные от других поверхностей лучи, попадая в глубокую тень, высвечивают некоторые участки (рефлексы). Рефлексы всегда темнее освещенных мест предмета.

рисунок тела вращения

1 — изображение окружности в перспективе: а — изменение размеров эллипса при удалении от линии горизонта и точки зрения, б — последовательность построения эллипса;
2 — последовательность работы над рисунком тел вращения: а — построение конуса, б — два способа построения цилиндра;
3 — некоторые закономерности построения теней: а — источник света слева спереди, б — источник света сзади объекта;
4 — градации тона и фазы светотени на телах вращения: 0 —самое светлое место (блик), 1 — свет, 2 — полусвет, 3 — полутень, 4 — тень, 5 — рефлекс.

На поверхности тела вращения следует различать самое светлое место (0-градация), свет (1-градация), полусвет (2-градация), полутень (3-градация), тень (4-градация) и рефлекс (5-градация). Выявляя объем с помощью светотени, надо думать о том, чтобы предметы на рисунке были не замусоленными, помятыми, «ватными» или состоящими из отдельных заплаточек. Большие темные места тона в рисунке стирать не следует, если видишь, что перечернил. Это приведет к грязи. Исправляя грязное место, необходимо многократно прикладывать резинку к темному месту плоской стороной.

Конечно, слепо копировать различную технику не следует. Богатая техника вырабатывается только путем самостоятельного рисования с натуры. Надо искать свои приемы, которые бы отвечали собственному восприятию натуры.

рисунки многогранников

рисунки многогранников

Авторы: Жабинский В. И., Винтова А. В.

Поделиться ссылкой с друзьями и коллегами:

Уроки Изо

Сайт «Урок ИЗО» представляет собой энциклопедию, где содержится вся необходимая информация для подготовки и проведения интересного, творческого урока изо, мхк, труда.