Основы перспективы в рисунке

Конструкция формы в учебном рисунке

Важнейшим этапом на пути освоения учебного рисунка является осознание конструкции изображаемой формы. Начинающий рисовальщик стремится изобразить внешнюю форму предмета, но такой метод не дает возможности изучать внутреннюю структуру рисуемого объекта и способствует слепому подражанию натуре, появлению ошибок, искажению пропорций и т. д.

Конструкция, или закономерное строение форм, созданных природой или человеком, является тем общим содержанием, которое объединяет все видимые предметы, несмотря на их различия по форме, размеру, цвету или фактуре. Понимание конструкции формы с точки зрения ее организации в пространстве, геометрической структуры и внешнего пластического строения необходимо будущему профессионалу в его дальнейшей практической деятельности. На начальной стадии овладения рисунком учащийся в первую очередь должен интересоваться закономерной геометрической основой конструкции, связью элементов, составляющих ту или иную форму.

Рассмотрим несколько понятий, определяющих конструкцию предметов в рисунке. Точка показывает графически характерные пункты и узлы. Линия определяет формообразующую границу поверхностей и также может быть конструктивной осью геометрических форм.

Таким образом, рассматривая конструкции простейших геометрических форм, мы видим, что треугольник определяется тремя точками вершин углов и тремя прямыми линиями, круг — точкой центра и замкнутой равноудаленной от него линией и т. д.

Плоские фигуры служат основой геометрической конструкции сложных объемных тел. Например, квадрат дает представление о построении куба, треугольник — пирамиды, круг — шара и т. д. Конструкция объемных тел определяется взаимным расположением точек в пространстве. У многогранников этими точками служат вершины пространственных углов. Куб имеет восемь точек вершин углов, двенадцать линий ребер, четырехгранная пирамида — четыре точки пространственных угла основания, точку вершины и восемь линий ребер. Тела вращения образуются осью, радиусами оснований и точками, образующими поверхность тела. Конус формируется радиусом окружности основания и точкой вершины.

Вам может быть интересно:  Учебный рисунок его цели и задачи

Все, даже очень сложные по форме, предметы можно разложить на простые геометрические составляющие. Принципы понимания конструкций с помощью основных узловых точек, осей и направляющих линий должен всегда применяться в учебном рисунке, что послужит основой для изучения построения форм предметов и облегчит решение задач в рисунке не только с натуры, но и по воображению.

Пропорции в учебном рисунке

Еще одной характерной особенностью любого предмета, позволяющей узнать данный предмет в изображении, являются его пропорции.

Пропорции — это величинные соотношения высоты к ширине, одной части предмета к другой. Пропорции каждого предмета всегда индивидуальны. Ни одна из составляющих рисунка, такая, как цвет, объем, материал и пр., не дает такого эффекта узнавания предмета в изображении, как пропорции. Пропорции могут рассматриваться по линейному размеру, по площади, объему, весу, силе, крепости, освещенности и т. д.

Понятие пропорций применимо не только в рисунке, архитектуре и др., но и в повседневной жизни. Например, при производстве нового химического вещества только соблюдение правильных пропорций его составляющих позволяет получить вещество с нужными свойствами. В строительстве нарушение пропорций при приготовлении строительных материалов и размерных элементов конструкций способно привести к трагическим последствиям.

Правильные пропорции архитектурного сооружения определяют не только конструктивную надежность, но и эстетические качества и делают его подлинным произведением искусства. Значение пропорций в рисунке сложно переоценить. Поскольку изображение объектов почти никогда не делается в натуральную величину, восприятие реального предмета сохраняется, если сохраняются пропорциональные соотношения. Можно увеличить или уменьшить предметы на изображаемой плоскости — характер реальной действительности от этого не изменится, если это уменьшение или увеличение делается для всех предметов одинаково, т.е. пропорционально.

Если соотношения частей предмета изображены на рисунке неверно, то ни отлично переданная светотень, ни точное перспективное изображение не дадут правильного представления о предмете. Без достаточно развитого чувства пропорций невозможна передача изображаемого предмета с натуры и тем более создание образа в процессе творческой работы.

Вам может быть интересно:  Рисунок фигуры человека. Рисунок женской фигуры

перспектива в рисунке

1 — схема процесса зрительного восприятия натуры;
2 — кажущееся уменьшение размеров в зависимости от удаления предмета и отрезка от зрителя; фронтальная перспектива улицы;
3 — перспектива: а — фронтальная (одна точка схода), б — угловая (две точки схода);
4 — изображение плоских геометрических фигур без перспективных сокращений (фронтально);
5 — изображение плоских геометрических фигур в перспективе с двумя точками схода;
6 — методы самопроверки при помощи вертикалей и горизонталей.

Наблюдательная перспектива в учебном рисунке

В отличие от изображений предмета на чертеже, знакомых учащимся из средней школы (ортогональные и аксонометрические проекции), перспективное изображение строится с помощью пучка лучей, сходящихся в одной точке.

Перед рисующим всегда стоит проблема изображения трехмерного пространства на двухмерной изобразительной плоскости. Рисуя с натуры, человек передает на бумаге свои зрительные впечатления от наблюдаемого предмета с определенной точки. Тот же предмет, наблюдаемый с другой точки, будет восприниматься уже по-другому. Поэтому прежде чем приступить к рисунку, необходимо четко определить центральный луч. Центральным лучом будет являться ось зрительного конуса. Плоскость, на которой строится изображение, перпендикулярна этому лучу. Ее можно назвать картинной плоскостью.

Учебное рисование рассматривает лишь центральную перспективу, т.е. перспективу с центральной точкой схода. Эта точка находится на линии глаз (горизонт), и в ней сходятся все прямые линии, перпендикулярные плоскости изображения. Вертикальные же линии не изменяют своего направления. Они в рисунке должны быть строго перпендикулярны нижнему краю обреза листа. Вертикальные отрезки одинаковой длины уменьшаются по мере удаления от глаз наблюдателя.

Горизонтальные линии, лежащие в горизонтальной плоскости и расположенные параллельно картинной плоскости, не изменяют своего направления в рисунке. Если линии одинаковые, то по мере удаления от глаз наблюдателя они уменьшаются.

Вам может быть интересно:  Рисунки пером

табуретки рисунок карандашом

При построении различных предметов в перспективе необходимо четко определить положение этого предмета в пространстве относительно наблюдателя. Если предмет расположен фронтально, то его основание строго параллельно нижнему краю листа, а точка схода всех удаляющихся линий одна. Если же предмет расположен углом к рисующему, то необходимо строить его с двумя точками схода.

Первые упражнения для освоения перспективного рисунка нужно начинать с изображения плоских геометрических фигур. Для этого вырезают из картона квадрат, прямоугольник, равносторонний треугольник и другие плоские фигуры. Начинают рисунок с определения предмета по отношению к рисующему (фронтальное или под углом). Если предмет расположен под углом, то определить углы наклона сторон рисующий должен по отношению к горизонтальной линии, обязательно сравнивая правый и левый углы между собой. Степень сокращенности сторон зависит от этих углов, и определить ее можно только в сравнении. Линии построения проводят дальше изображаемого предмета и не стирают. Карандаш нужно правильно держать в руке и работать им без нажима. Усилить линию в некоторых местах можно, лишь заканчивая рисунок.

Работая над рисунком, необходимо все время проверять правильность расположения основных точек по натуре с помощью горизонталей и вертикалей и научиться пользоваться методом визирования, который служит для самоконтроля рисовальщика. Методы самоконтроля играют большую роль при работе над рисунком с натуры. Все измерения необходимо производить, не сгибая руки в локтевом суставе и закрыв один глаз. Карандаш лучше держать тремя пальцами. Чтобы положение карандаша было стабильным, надо придержать его со стороны тела указательным и безымянным пальцами. Большой палец должен быть совсем свободным, легко передвигаться по карандашу и служить лишь для определения расстояния. С помощью измерения начинающий рисовальщик проверяет свой глазомер, сравнивая отрезки прямых между собой, чтобы найти правильные пропорции (соотношения размеров).

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Уроки ИЗО
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: