Натюрморт. Учебный рисунок карандашом- Уроки ИЗО

Натюрморт. Учебный рисунок карандашом. Часть 2

Работая над линейно-конструктивным рисунком, приходится всякий раз сравнивать отдельные предметы между собой и всю группу в целом, отдельные мелкие детали и крупную форму предмета и т. д. Поэтому возникает необходимость находить пропорциональную зависимость в натуре. Во время работы над рисунком соизмерять надо не только линейно, но и объемами. Изображая предметы, ученик сталкивается с законами перспективы. Рисуя группу предметов быта, связанных с изображением отдельных предметов и геометрических тел, особое внимание надо обращать на перспективу. Выработка у учащихся объемно-пространственного мышления и умения применять свои знания в рисунке с натуры — необходимое условие выполнения любого учебного рисунка, а особенно натюрморта. Работая над рисунком, необходимо соблюдать единую точку зрения и линию горизонта для всей группы.

По мере возникновения различных задач учащиеся должны выбирать соответствующие средства. Основное внимание во время выполнения линейно-конструктивного рисунка отводится линии. Начинают рисунок обычно тонкими, легкими линиями, но приближаясь к завершению, их усиливают. Усиливать линии необходимо в связи с факторами и выразительностью формы самого предмета. Нельзя допускать однообразной по нажиму линии, которая приводит к снижению художественной стороны рисунка.

Линейно-конструктивный рисунок необходим не только как грамотное, твердое и профессиональное изображение на первом этапе работы над рисунком.

Конструктивный рисунок незаменим в стадии изучения художественной пластической сути, логики внешнего и внутреннего пространственного решения, конструктивных и строительных особенностей. Такой рисунок развивает чувство пропорций и объемно-пространственное мышление, необходимые архитектору для художественно-конструктивного решения архитектурного проекта и выполнения его в натуре. И наконец, такой рисунок облегчит архитектору контакт с исполнителями его замысла (проекта) в натуре.

Изображая окружающий мир, художник воспринимает предметы в зависимости от освещенности их в пространстве. Освещенность — необходимое условие восприятия натуры и изображения ее на плоскости. Распределяясь по форме предметов, свет создает большую гамму различных оттенков. Они между собой определенным образом взаимодействуют, создавая тональную гармонию. Под понятием «тон» мы имеем в виду степень светосилы отдельного участка любой объемной формы. Тон является исходным элементом колорита как в произведениях искусства, так и в самой природе. Светосила тона воспринимается через соотношение с другими (преимущественно соседними) тонами как элемент светотени.

Свет, падая на какое-нибудь тело, частично отражается от его поверхности. Некоторые лучи света проходят через тела насквозь, лучи поглощенного и отраженного света зависят от интенсивности освещенности и силы отраженного от поверхности света. Но каждый предмет отражает и свет соседних предметов. Леонардо да Винчи писал о том, что каждый предмет зеркально видит окружающие предметы и несет их подобия к зрителю. Каждая фактурная поверхность отражает свет по-разному, значит, светлота предмета зависит от количества света, падающего на его поверхность, и от коэффициента отражения данной фактурной поверхности. Белым предметом будет такой, который отразит в одинаковой степени все упавшие на него лучи света. И наоборот, черный предмет поглотит почти все лучи. Освещенность различных поверхностей зависит от расстояния источника света от поверхностей, а также от его силы и от того, под каким углом падают лучи света на поверхность. На самих предметах более яркими будут места, перпендикулярные лучам света. Эти обращенные к источнику света поверхности обычно называют светом. На криволинейных блестящих поверхностях в свету появляется блик — небольшой участок, интенсивно отражающий источник света. Если лучи света падают на поверхность под углом, то возникает полусвет, интенсивность тона которого зависит от угла падения лучей. За полусветом возникает полутень.

рисунок карандашом натюрморт

Там, где луч света лишь касается поверхности предмета, будет светораздел, т. е. граница собственной тени. Это будет самый сильный по тону участок собственной тени. На противоположных свету поверхностях лежит собственная тень.

В глубокой тени появятся отраженные лучи света от ближайших освещенных поверхностей. Поэтому тень никогда не будет глухой темной «заплатой». Отраженный на предмете свет называют рефлексом. Рефлекс никогда не должен спорить по тону со светом на предмете, хотя часто в натуре трудно определить это, особенно на гипсовых или металлических блестящих предметах.

Для изображения предмета сложной формы от рисующего требуется умение сочетать тональные градации самого предмета и его контуров. Предметы мы никогда не воспринимаем изолированно. Глаз воспринимает тональную ситуацию предмета, сопоставляя ее с окружающим фоном, т. е. воспринимает целое, сравнивая тональные отношения площадей внутри этого целого.

Однако часто в учебных целях мы отказываемся от фона. Поэтому тональные отношения должны меняться искусственно. Здесь огромное значение приобретают чувство силуэтности предмета к фону и чувство касания отдельных участков этого силуэта и фона. Все это приводит к созданию в нашем сознании, а затем на изобразительной плоскости пространственного единства, гармонии и порядка. Освещенный предмет будет иметь кроме собственной еще и падающую тень. Падающая тень будет располагаться на тех поверхностях, куда прямые лучи света не попадают.

Рассмотрим основные закономерности распределения собственных теней на простейших геометрических телах. Из всего многообразия форм в природе можно выделить две основные — многогранные тела (куб, параллелепипед, призма, пирамида) и тела вращения (цилиндр, конус, шар). В многогранниках границы светотени будут всегда определены. Усиление тона тени будет идти к освещенной плоскости. Если форма граней уменьшается (пирамида), то тон усиливается не только к освещенной грани, но и к более узким поверхностям (вершине). В телах вращения будут плавные переходы от света к тени. Анализируя тональную характеристику цилиндра, конуса, шара и т. д., можно наглядно увидеть все градации тона и светотеневые закономерности (блик, свет, полусвет, полутень, собственная тень, рефлекс). Усиление тона в тенях идет к светоразделу, а в конусе еще и к вершине.

Выполняя тональный рисунок с натуры, учащиеся сталкиваются с понятием светосилы. Светосила — количество света, отражаемого каждой поверхностью предмета. Она зависит от степени удаленности поверхности от источника света, от угла падения лучей света на поверхность, от цвета поверхности и степени удаленности ее от рисующего. Светосила тона воспринимается через соотношение с другими соседними тонами.

Тональные характеристики предметов всегда несут информацию конкретных условий освещения. Кроме того, рисующий всегда решает задачу наилучшей передачи объема и пространственного расположения предметов. Поэтому происходит отбор того содержания, которое художник решил донести до зрителя, а не простое копирование натуры.

Выполняя линейно-конструктивный рисунок натюрморта, учащиеся должны не только перспективно правильно изобразить предметы, но и точно построить их собственные и падающие тени. Теория теней — один из разделов начертательной геометрии — помогает художнику в реалистическом изображении предметов. Рассмотрим некоторые случаи построения теней на изображении, т. е. «геометрию теней». Геометрическое место точек, в которых лучи света касаются поверхности предмета, образуют линию светораздела. Проходя по этой линии и попадая на плоскость, лучи ограничивают затененное пространство. Это пространство называют конусом тени.

При построении падающей тени необходимо находить опорные точки пересечения лучей света с предметной плоскостью. Если тень от предмета не только падает на предметную плоскость, но и попадает частично на поверхность другого предмета, то построить ее можно, лишь нанеся линию пересечения «теневой плоскости» с предметной плоскостью и с поверхностью второго предмета, а затем найти тень верхней точки.

Падающие тени от круга удобнее прорисовывать в предварительно нарисованную тень от квадрата. При построении падающей тени от предмета сложной формы (например, вазы) необходимо найти на предметной плоскости опорные точки от сечений предмета горизонтальными плоскостями, а затем опорные точки соединить. На самом же предмете опорные точки собственной тени находят в местах пересечения вспомогательных плоскостей (экранов) с лучевой секущей плоскостью.

Рисуя с натуры, нельзя механически срисовывать предметы в тени. Анализируя пространственное размещение предметов и распределение светотени, рисующий должен всегда помнить, что тени имеют контуры, определяемые формой предмета. Выстраивая опорные точки контура тени, необходимо учитывать трехмерность предметов и их взаимосвязь с пространством.

Поделиться ссылкой с друзьями и коллегами:

Уроки Изо

Сайт «Урок ИЗО» представляет собой энциклопедию, где содержится вся необходимая информация для подготовки и проведения интересного, творческого урока изо, мхк, труда.