Натюрморт. Учебный рисунок карандашом- Уроки ИЗО

Натюрморт. Учебный рисунок карандашом

Прежде чем переходить к работе над рисунком, необходимо представить его в законченном виде, тогда вся работа будет проходить осмысленно и по определенному плану. Учащиеся не всегда сразу могут представить конечный результат своего труда. Работа над эскизом, предшествующая основному рисунку, помогает в этом. Применяя знания о композиции, учащиеся начинают компоновать в эскизе предложенную им группу предметов.

Перед началом работы учащийся, анализируя натуру, определяет особенности выполнения данной изобразительной задачи. П.П. Чистяков призывал начинающих художников «смотреть во всю мочь». Только анализируя натуру, ученик познает разнообразные пластические качества и начинает воспринимать предметы специфически. Выбирая точку зрения, рисующий перемещается не только горизонтально по отношению к натюрморту, но и вертикально (выше, ниже), в также удаляясь от натюрморта или приближаясь к нему. Выбирая точку зрения, ученик должен подумать, какое впечатление он хотел бы получить от законченного рисунка.

Особое значение при изображении предметов имеет направление от зрительного конуса, называемое центральным лучом. Перпендикулярная этому лучу поверхность, на которой строится изображение, называется картиной или картинной плоскостью.

рисунок карандашом натюрморт

Каждый раз, выбрав точку зрения, ученик делает быстрые наброски натюрморта, чтобы найти выразительную, цельную по силуэту композицию и уравновесить ее отдельные части. В эскизе должен присутствовать центр, вокруг которого замыкалась бы предметная среда. Все изображения необходимо согласовать с форматом.

«Мы видим, что рамки рождаются не случайно: с одной стороны, сама тема, сюжет и пластический замысел подсказывают границы живописного поля, которые в большинстве случаев и являются начальным конструктивным элементом композиции. С другой стороны, в выборе рамок действует независимый от воли художника закон ограниченности живописного пространства оптическим законом зрения. Мы видим, что чрезмерное вытягивание по вертикали или по горизонтали (за исключением специальных случаев) затрудняет зрительное восприятие и, следовательно, не желательно», — писал график A.M. Лаптев. Структурная и пластическая связь между предметами должна органично входить в композицию, выявляя ее особенности и лучшие стороны. Во время выполнения эскизов ученик изучает предметы со всех сторон и знакомится с планом, что имеет огромное значение для дальнейшей работы.

Эскизы должны быть небольшого размера, выполнены в мягком материале или пером. Из этих эскизов выбирается один, который может затем лечь в основу работы. Приучаться начинать работу с эскиза необходимо не только для успешного выполнения учебного рисунка и планового ведения работы, но и для того, чтобы использовать работу с эскизом при изучении других дисциплин архитектурного цикла. Иногда художники, и особенно архитекторы, чтобы прийти к окончательному решению, вынуждены делать сотни набросков-эскизов как обшей композиции, так и отдельных деталей. Будущим архитекторам надо всегда помнить, что набросок в композиционной работе является не самоцелью, а средством поиска лучшего решения для будущего сооружения или картины.

Эскизы рисунок карандашом натюрморт

Об эскизе в архитектурном проектировании А.К. Буров писал: «Работая над эскизом, необходимо делать маленькие геометрические схемы для более острого ощущения тектонической выразительности: должно ясно чувствоваться что-либо одно — либо нагружать сильно сверху (но не задавливать), либо последовательно разгружать снизу вверх — как русские церкви».

Закончив работу над эскизами композиции натюрморта, необходимо перейти к основному рисунку. Все положительные качества эскиза необходимо перенести на основной лист рисунка. Часто бывает так, что интересные в композиционном отношении моменты эскиза исчезают в длительном рисунке. Чтобы этого не произошло, ученик должен уделить на первых порах больше внимания эскизу.

Существует несколько способов перенесения изображения с эскиза. Вначале необходимо добиться, чтобы формат основного рисунка пропорционально соответствовал формату эскиза. Затем через геометрический центр эскиза и большого листа нужно провести вертикальную и горизонтальную линии. Переносить изображение с эскиза на большой лист значительно удобнее, имея координатные оси. Художники часто переносят изображения с эскизов на холст по клеткам. Все это приемлемо, но надо заметить, что на этом этапе учащиеся должны работать тонкими линиями, не нажимая на карандаш и не перегружая лист.

Наметив общую компоновку, эскиз необходимо убрать и работать только с натуры. Рисовать натюрморт надо от общего, охватывая вниманием целиком всю группу предметов. Вначале уточняются пропорции большой формы. Затем необходимо мысленно расчленить большую форму на отдельные обобщенные части, объединяющие группы предметов внутри этой формы. Когда будут найдены пропорции всех основных предметов, входящих в группу, необходимо перейти к прорисовке оснований предметов. Проследить пространственное положение предметов помогает план натюрморта. Во время работы надо обязательно обращать внимание на всю группу предметов, анализируя связи каждого предмета с основной большой формой, выверяя пропорциональность.

рисунок карандашом натюрморт

В этот момент работы особое внимание необходимо обратить на проверку изображенного. Находя отдельные опорные узлы или точки и сравнивая их между собой по вертикали или горизонтали, необходимо добиться максимального соответствия изображенного на рисунке с реальной группой. Из всего многообразия линий в практике рисунка особенно важное значение имеют вертикальные и горизонтальные линии. Вертикальная линия — это отвес. По отвесу возводятся стены зданий, вертикально стремятся расти деревья, по отношению к вертикали определяется движение человеческой фигуры. Горизонтальная линия — это цоколь здания и его карнизы, пол в комнате и поверхность стола.

Рисуя отдельные предметы натюрморта, нужно не увлекаться наружными контурами, а вводить жесткий каркас, обозревая предметы как бы изнутри. В двухмерном пространстве листа бумаги рисующий стремится прежде всего построить глубинное расположение предметов, чтобы основания их заняли свои места на уходящей в глубину плоскости и не «наступали» друг на друга. Когда ученик прорисовывает открытые глазу человека предметы, он не только фиксирует видимую сторону подобно фотоаппарату, а выражает его целиком, создавая на плоскости объемный образ. Прозрачно изображенный предмет — продукт не только визуального восприятия, но и разума рисующего, результат глубокого анализа формы. А. Дейнека писал: «Во время рисования с натуры мы не только наблюдаем предмет, но и познаем его; не механически копируем его внешнюю форму, а стараемся понять его внутреннюю структуру».

Анализ формы каждого предмета необходимо проводить через сечения, которые помогают устанавливать связи внутри предмета, уточнять пропорции, пространственное расположение деталей и передавать объем даже в линейном рисунке. Анализируя сложную форму предмета, мы всегда расчленяем ее на более простые геометрические формы.

рисунок карандашом натюрморт

Геометрия помогает ученику отчетливо представлять логику получения сложной формы, принципиальные основы ее. Умение находить геометрические формы и геометрические связи в окружающей нас жизни — еще одна необходимая технику-архитектуру особенность творчества. Ле Корбюзье писал: «Геометрия есть средство, с помощью которого мы воспринимаем среду и выражаем себя. Геометрия — это основа. Кроме того, она является материальным воплощением символов, выражающих все совершенное, возвышенное». И далее: «После столетия анализа современное искусство и современная мысль рвутся за пределы случайного, и геометрия приводит их к математическому порядку и гармонии».

Сейчас создана наука «архитектурная бионика», которая занимается вопросами использования закономерностей образования форм живой природы в архитектуре. Среди построек древности и наших дней можно найти огромное количество аналогов подражания формам природы. Ю.С. Лебедев пишет: «Особенно актуален этот вопрос в наше время, когда архитекторы оперируют пространственными конструктивными системами, например поверхностями сложной кривизны типа скорлуп-оболочек, напоминающих скорлупу яйца, панцирь черепахи, раковину моллюска». Поэтому нахождение в предмете, созданном руками человека, или в различных объектах окружающей нас живой природы знакомых простых объемов и фигур является одним из факторов, необходимых в процессе рисования.

В своих рисунках учащиеся должны чувствовать и понимать конструкцию формы, исходя не только из ее пространственной организации и геометрической структуры, но также и функционального назначения и пластики ее материала. Наиболее полное представление о форме предмета рисующий может получить, познакомившись с его внутренним строением, наметив ряд характерных сочетаний. Внимательное изучение формы отдельного предмета и всей группы с разных сторон приведет ученика к необходимости закрепить свои наблюдения с помощью ортогональных проекций. Появляется еще один способ познания объекта, связывающий рисунок с черчением и проектированием. «В построении реалистического рисунка, — писал А. Дейнека, — существенную роль играют конструктивный анализ формы и понимание законов и правил перспективного изображения объема на плоскости. Выявление конструктивных особенностей изображаемого предмета всегда входит как главная часть в изображение объемной формы по определенным законам и требует ясного, логического суждения о форме в пространстве».

Поделиться ссылкой с друзьями и коллегами:

Уроки Изо

Сайт «Урок ИЗО» представляет собой энциклопедию, где содержится вся необходимая информация для подготовки и проведения интересного, творческого урока изо, мхк, труда.