Цель: установить равновесие между линией и плоскостью.
Материал: черная или серая бумага, ножницы, клей.
Упражнение по композиции в рисунке № 1
Нарежьте одинаковые полоски черной или серой бумаги. Возьмите лист белой (черной) бумаги и уложите черные (белые) полоски, группируя так, чтобы черные пятна уравновешивали белые. Уравновесьте черные, белые и серые пятна так, чтобы держалась плоскость листа (рис. 1).
Упражнение по композиции в рисунке № 2
Добейтесь равновесия, располагая серые полоски группами (рис. 2).
Упражнение по композиции в рисунке № 3
Наметьте черной краской на белой плоскости прямые линии, чтобы получилось уравновешенное сочетание квадратов и прямоугольников различных размеров, добейтесь устойчивости линий.
На рис. 3 приведен пример неудачного выполнения упражнения. Пропорции основаны на небольших различиях, которые заставляют глаз колебаться. Мы не можем понять, равноценные пропорции перед нами или неравноценные, прямоугольники или квадраты.
На рис. 4 уравновешенное сочетание квадратов и прямоугольников различных размеров и каждый элемент на своем месте. Вертикальная линия устойчива. Впечатление такое, что ничего нельзя изменить и добавить. Нижнее белое пятно уравновешивается верхними линиями и является как бы фундаментом изображения, придавая ему еще большую устойчивость.
Упражнение по композиции в рисунке № 4
Добейтесь тех же результатов с помощью изогнутых линий или сочетаний изогнутых и прямых (рис. 5).
На рис. 6 линии по длине не отличаются, нет вертикальной ориентации. Отношения между линиями не создают ни четкой изогнутости, ни четкого прямоугольника.
На рис. 7 упражнение выполнено правильно. Все четко, ясно, устойчиво, успокаивающая ясность.
Упражнения иллюстрируют принцип подобия путем пространственной ориентации.
Авторы: Жабинский В. И., Винтова А. В.