Общение родителей и детей дошкольного возраста

общение родителей и детейПовседневная рутина может убить даже радость общения с детьми. И это очень обидно — «прошляпить» детство своих чад и спохватиться, когда они уже выросли. Поэтому предлагаем подойти к проблеме рационально.

Когда читаешь на глянцевых страницах изданий «для родителей» восклицания типа: «Наши дети — наши учителя», «каждый миг общения с ребенком дарит нам бесценный жизненный материал», «маленькие философы» и т.д., реакция рождается разная: если дело происходит в среду вечером, в переполненном метро или в пробке, когда язык на плече от усталости и замотанности, — то раздражение: все кажется слишком надуманным и приукрашенным. А если в субботу утром, когда вы выспались и отправили всех гулять с папой, няней, бабушкой, — то расслабленное умиление: «Ведь правда дети такие непосредственные, мудрые, тонкие — всегда ли я это вижу и способна оценить?» В этом месте начинаются воспоминания, как много смешного и умного сказал ребенок, в основном в младенчестве, когда мы сидели с ним в декретном отпуске, так как дальше времени особенно не было. Потом, правда, это настроение пропадает, потому что суббота заканчивается, как-то сразу начинается понедельник, работа, и никакого особенно «качественного общения с ребенком», о котором пишут в умных психологических книгах, не получается. Потому что глаз «замыливается» ежедневными заботами, потому что мы все очень заняты, трудно работаем и сильно устаем.

Методом практических проб и теоретических рассуждений я пришла к выводу, что вечер трудового дня, равно как и выходной для душевного общения с сыном не подходят. Именно для душевного, предполагающего не просто обмен фразами и информацией, а теплом и положительными эмоциями, прежде всего. Собственно, воспитываем мы все время — делаем замечания, уговариваем, не настаивая при этом на душевном контакте. Единственно приемлемым, для того чтобы по-человечески поговорить, пошутить, пообщаться, и выходило время, которое занимала наша дорога в детский сад. Это около 20 минут, принадлежащих только нам.

Почему не после работы, вечером, по дороге из сада домой? Во-первых, дни бывают разные, и не всегда удачные в том числе. Так что предугадать утром, в каком настроении придется встретиться вечером с ребенком, трудно. У ребенка, кстати, за день тоже может случиться много всего и сбить с толку не только его, но заодно и вас. Во-вторых, вечером бывает необходимо зайти в магазин, что крайне увлекательно для мамы, но не всегда интересно ребенку. Ему как раз интереснее пробежаться вечером по детской площадке, покачаться на качелях, поиграть со знакомыми, посещающими днем другие сады. Вот в это время, кстати, мама вполне может отвести ненадолго душу в разговорах с подружками-соседками, не рискуя быть дернутой за рукав. Утром же маршрут более определен, хронометраж выверен, мы все, как правило, выспавшиеся, еще в неплохом расположении духа. Хотя в какое время суток вы решите «качественно общаться», зависит только от вашего семейного распорядка дня.

А вот тому, как сделать так, чтобы с первых тактов не скатиться в поучения, но и не поддакивать машинально, уйдя мыслями далеко-далеко, стоит поучиться дополнительно. Ведь наша задача в этом случае — постараться получить удовольствие от контакта с ребенком, обменяться с ним положительными эмоциями и, как максимум, сохранить хорошее настроение хотя бы на первую половину дня.

Так что же нужно сделать, чтобы разговор с ребенком стал действительно душевным?

Незаменимая вещь в таких случаях — воспоминания. Только не о том, как «неделю назад ты разлил в группе компот, третьего дня уронил штору вместе с карнизом, а вчера дразнил нашу кошку». Такого рода напоминания способны скорее расстроить, разбудить в ребенке дух противоречия, а в вас — склочность на весь долгий день. Но мы ведь не этого добиваемся, да? В нашем случае больше подойдут короткие истории о нем самом. («Когда тебе был год и три месяца и т.д.»). Почти все дошкольники обожают рассказы о себе в «глубоком» детстве, так что смех ребенка вам гарантирован.

Следующим пунктом в рейтинге тем идут воспоминания о собственном, родительском детстве. Расскажите сыну или дочке, что с вами происходило или волновало в том возрасте, в котором сейчас находится ваш ребенок. Конечно, с одной стороны, наше детство проходило в несколько иных бытовых и исторических реалиях, чем у наших детей, но детство само по себе — это величина постоянная. И ребенку приятно иногда понять, что мама и папа не родились на свет сразу родителями, а вы улыбнетесь самому себе.

Очень могут пригодиться наблюдения за окружающим миром: в пейзаже всегда можно найти дерево, которое выглядит по-разному в зависимости от времени года; строящийся дом, этажи которого можно посчитать, отмечая прогресс; буквы на вывесках магазинов и прочие природные и культурные явления. В случае такого познавательного общения душевное равновесие обусловлено двумя факторами: во-первых, ребенку трех-четырех лет это действительно интересно и полезно, во-вторых, вы лично почувствуете удовлетворение прилежного родителя, использующего каждую возможность для расширения кругозора своего отпрыска.

Но это все-таки вариант для очень дисциплинированных и целеустремленных родителей, готовых мобилизовать свои педагогические способности по звонку будильника. Для людей, не ставящих перед собой никаких особенных целей, кроме как изыскать некоторый оптимизм и зарядиться с утра энергией, настроив себя и дитя на хороший лад, есть еще один рецепт. А именно: в разговоре с ребенком стройте планы. На близкую перспективу — завтрашний день, выходной, вечер и на дальнюю — лето (когда можно будет покачаться на качелях, не рискуя примерзнуть к сиденью), зиму (когда папа обязательно найдет время и покажет «класс» в строительстве снежной крепости). Если вы или ребенок, а то и все сразу находитесь не в самом лучшем расположении духа, обсуждение грядущих событий поможет вам вспомнить, что все еще будет хорошо и со всеми сложностями удастся справиться.

Крайне полезно бывает перечислить, чему научился ребенок, например, за прошедший месяц: завязывать шнурки, метко бросать снежок в стену, смазывать блинчик сметаной, не капая на пол, считать до ста, быстро есть котлету, смешно передразнивать попугая… Для ребенка список его успехов — чрезвычайно радостная тема, для родителей — тем более. Это ведь наглядное подтверждение того, что дети все-таки растут и день ото дня становятся все более самостоятельными.

Однажды дети станут совсем взрослыми (или просто будут так о себе думать), и тут может случиться некоторая неожиданность: на все вопросы ребенок будет отвечать знаменитым словом «нормально». Для того чтобы если и не исключить такое явление в вашем общении совсем, то хотя бы отодвинуть его, с тех самых пор, как ребенок произнес первое слово, нужно соблюдать в разговоре с ним некоторые несложные правила. Во-первых, все вопросы, которые вы задаете, должны быть предельно конкретны. Потому что на вопрос «Понравился тебе утренник?» вы скорее всего получите в ответ односложное «да» или «нет». А вот рассказать, почему «да» или «нет», четырех- или пятилетнему человеку бывает сложно. Так что лучше спросить: «А какое стихотворение рассказывала Катя? А кто был волком?» Вспоминая детали праздника, ребенок расскажет вам много чего интересного и юмористического. Во-вторых, ни в коем случае нельзя перебивать малыша, даже извинившись. Ребенок — это вам не взрослый, вернуться к своей мысли он может не всегда, так что вы рискуете не услышать что-то важное. Кроме того, разговаривать ребенку с перебивающим взрослым неприятно, и это нежелание может закрепиться надолго; «разговорить» потом ребенка будет трудно.

Мы все, как уже говорилось выше, заняты — работой, домом, самими собой. Но, несмотря на трудные времена, не располагающие к расслаблению, нужно найти время для общения с ребенком. Потому что детство наших детей проходит очень быстро.

Автор: Елена Преображенская.

Поделиться ссылкой с друзьями и коллегами:

Уроки Изо

Сайт «Урок ИЗО» представляет собой энциклопедию, где содержится вся необходимая информация для подготовки и проведения интересного, творческого урока изо, мхк, труда.